Выкатка самолета SuperJet произошла в Комсомольске-на-Амуре на заводе компании «Сухой». После премьеры должны начаться летные испытания гражданского детища российского производителя истребителей — компании «Сухой». Гендиректор «Сухого» Михаил Погосян сообщил, что испытания начнутся уже в ближайшие три месяца. Первый вице-премьер Сергей Иванов, присутствующий на церемонии выкатки, выразил уверенность, что уже в этом году самолет поднимется в воздух. Глава основного на сегодняшний день заказчика SuperJet российского «Аэрофлота» Валерий Окулов сказал, что в бюджете компании уже заложены средства на эксплуатацию лайнера.
Этот самолет действительно ждали давно. Дело в том, что региональный ближнемагистральный самолет SuperJet 100 (ранее назывался Russian Regional Jet) — самый амбициозный российский проект после распада Советского Союза. Разработка лайнера началась в 2001 году при участии американской Boeing и Авиационного комплекса им. Ильюшина.
SuperJet, рассчитанный на 75–95 пассажиров, должен заменить устаревшие модели Ту-134 и Ту-154, которые активно эксплуатируются российскими авиакомпаниями, а также составить конкуренцию канадской Bombardier и бразильской Embraer.
На сегодняшний день уже заказано 73 самолета SuperJet. До конца 2007 года наберется порядка 100 твердых заказов на SuperJet 100, говорил в августе глава компании Погосян. Крупнейшими заказчиками в настоящее время выступают российские компании «Аэрофлот», заказавший 45 машин, и Air Union. Есть у «Сухого» и первый зарубежный контракт: летом прошлого года итальянская авиакомпания ItaLy заказала десять самолетов SuperJet 100. Эти заказы настолько воодушевили российского авиапроизводителя, что в начале сентября Погосян озвучил довольно смелые планы стать одним из ведущих игроков в гражданской авиации и занять пятую часть мирового рынка региональных самолетов.
В ближайшее время у российского самолета будут хорошие перспективы, считают аналитики, однако через несколько лет расстановка сил на мировом авиационном рынке может измениться, и тогда российской компании придется считаться с новыми конкурентами. «Спрос на самолеты SuperJet, безусловно, будет, тем более что на сегодняшний день никто новых разработок в области региональных самолетов не ведет», — говорит аналитик БК «Открытие» Кирилл Таченников. Есть лайнеры, созданные Bombardier и Embraer, но они уступают SuperJet по своим характеристикам.
Есть еще более дешевый украинский самолет Ан-148, но он не прошел международную сертификацию, напоминает эксперт.
Помимо этого о планах выпустить аналог SuperJet говорили китайские и японские производители.
Однако, если китайский самолет будет интересен только своей ценой, японские разработки могут существенно изменить баланс сил на международном рынке. На прошедшем салоне в Ле-Бурже японская Mitsubishi Heavy Industries объявила о планах создания регионального лайнера Mitsubishi Regional Jet.
Самолет, который должен быть на 20% экономичнее аналогов, планируется ввести в эксплуатацию к 2012 году.
Многие эксперты связывают надежды на будущий успех SuperJet с тем, что в проекте участвует иностранный партнер. Позиции «Сухого» укрепились после того, как в проект SuperJet 100 вошла итальянская Alenia, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Напомним, что в июне «дочка» итальянской Finmeccanica Alenia Aeronautica объявила о покупке блокпакета (25% плюс 1 акция) в компании «Гражданские самолеты Сухого», 100-процентином подразделении государственного ОАО «Сухой». В августе Alenia и «Сухой» сообщили о создании СП по продажам и обслуживанию самолетов SuperJet, в котором «Сухому» будут принадлежать 49%, а Alenia — 51%. По мнению Пантелеева, многие авиакомпании, являющиеся клиентами итальянского авиастроителя, вероятно, предпочтут обновить и расширить свой авиапарк именно за счет региональных самолетов SuperJet.