«Но на телевидении ему сказали…» — помните, как в известном мультфильме «Кот, который умел петь» посылали кота, который хотел попасть в телеэфир, чтобы спеть серенаду?.. Попасть на телевидение коту так и не удалось — форматом не вышел. 13-я церемония вручения премии ТЭФИ очень напоминала историю с котом, в роли которого пришлось выступить телевизионщикам, не связанным с Первым каналом. Как бы ни сражались самые разные программы за первенство в рейтингах, как бы ни радовались они внешнему охлаждению отношений Академии российского телевидения (АРТ) и Первого канала, гендиректор Первого Константин Эрнст презрительно отбросил челку, и Первый сгреб дюжину «Орфеев».
Ушли годы, когда большинство «Золотых Орфеев» брали ВГТРК и НТВ (старое, при Киселеве и Гусинском). Случалось даже, что ТЭФИ доставались СТС в немалых количествах, но теперь академики награждают государство.
«Чудны дела твои, академия», — сказал режиссер сериала «Завещание Ленина» Николай Досталь, получив вдруг статуэтку.
Ведь на телевидении ему сказали, что никакой надежды нет: в категории «ТЭФИ. Профессии» ни в одной из номинаций его фильму, показанному по «России», статуэток не досталось (даже с попаданием в номинации не очень повезло), все «художественные» награды разобрал Первый канал. И в категории «ТЭФИ. Лица» присутствовавший почти во всех номинациях сериал «Ленинград» (глянцевое изложение трагических событий блокады Ленинграда) забрал почти все.
Президент АРТ Владимир Познер пояснил «Газете.Ru», что в каждой отдельной номинации рассматривается не общее качество отдельно взятой картины, не художественная ценность, а профессионализм отдельных членов съемочной команды, например звукорежиссеров или операторов. Однако некоторые академики остались откровенно недовольны происходящим.
Когда очередная статуэтка ушла Первому, Владимир Молчанов, к примеру, просто покинул зал со словами: «Я не хочу в этом больше участвовать».
Оставшиеся академики выглядели растерянно. «В большинстве случаев мое мнение не совпало с мнением академиков, — сказала «Газете.Ru» Светлана Сорокина. — Я бы не связывала такое количество «Орфеев» у Первого канала с выборами или чем-то еще. Частично сработало то, что профессионально Первый в чем-то выше, частично, конечно, корпоративные интересы. Этого тут тоже очень много».
Одной из самых непростых номинаций оказалась «Ведущий информационно-аналитической программы». Решение в этой номинации возмутило, кажется, всех. В первую очередь президента АРТ Владимира Познера.
«Мне неловко смотреть в глаза Марианне Максимовской!» — признался он после церемонии.
Ведущей «Рен ТВ» снова не повезло – звание лучшего ведущего, золотая статуэтка и пакет с подарками от спонсоров достались Петру Толстому с того же Первого. Толстой, натурально, выражал радость. «Я считаю, что те люди, которые работают над нашей программой, это признание заслужили, — сказал он «Газете.Ru» и, рассуждая об откровенном лидерстве Первого в количестве статуэток, продолжил: – Профессиональное сообщество отдает дань лидерам индустрии. В этом нет ничего странного. В следующий раз будет другой лидер, возьмет другой канал побольше статуэток. Если догонит».
Впрочем, гендиректор Первого Константин Эрнст, кажется, совершенно уверен, что не догонит. Если раньше главной интригой ТЭФИ было, приедет ли он, то в этот раз он не просто приехал, но даже явился на пресс-конференцию после церемонии. Там он по-хозяйски объявил, что его не устраивают стулья, и с явным неудовольствием позировал фотографам. Было очевидно, что именно он чувствует себя хозяином мероприятия, а вовсе не руководитель СТС Александр Роднянский, который уже который год подряд выручает ТЭФИ и предоставляет церемонии эфир на своем канале.
Кстати, в категории «Лица» СТС не получил ни одной статуэтки.
Зато один «Золотой Орфей» достался каналу НТВ, который гордо покинул академию в середине этого года. В номинации «Развлекательная программа: образ жизни» статуэтку получила программа «Едим дома!» продюсерского центра Андрея Кончаловского. Но, поскольку у НТВ теперь своя профессиональная премия, представители четвертой кнопки на ТЭФИ не явились.
Впрочем, Познер на них не обижается, ему, видимо, чем меньше волокиты, тем лучше. «Это была одна из лучших церемоний вообще, — радовался он. — Она была великолепно сделана с точки зрения оформления, не было пустых, скучных номеров. Мы прошли церемонию меньше чем за два с половиной часа, чего никогда раньше не было».
Порадовали Владимира Познера и академики, но не тем, как голосовали, а тем, как качественно отработали в массовке.
«Впервые люди аплодировали в зале, — сказал он. — Это было слышно. Люди выражали свое отношение к победителю, и это меня тоже очень радует». Если что и огорчило президента АРТ, так это юмористические номера, за которые отвечала команда шутников с СТС. Он посетовал, что шутить можно было бы и острее.
Здесь стоит вспомнить, что в мультфильме влюбленный кот добился взаимности, когда телевизор наконец смолк.