Россия вновь заявила о своих правах на Арктику. «Двадцатого сентября получены предварительные данные анализа модели земной коры по профилю «Арктика-2007», которые позволяют подтвердить тот факт, что структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации», — сообщило Министерство природных ресурсов РФ.
Российские ученые доказали то, что от них ждало руководство страны.
Широко освещавшаяся в росийских СМИ экспедиция «Арктика-2007», в ходе которой на дне Ледовитого океана была заложена капсула с российским флагом, преследовала одну цель – взять пробы грунта и глубоководной флоры, чтобы доказать принадлежность хребта Ломоносова к Сибирской континентальной платформе. Если Россия докажет свои права на арктический шельф, она сможет претендовать на 1,2 млн квадратных километров Арктики, где залегают одни из крупнейших мировых запасов нефти и газа. Пока эти запасы точно не оценены, но, например, МВД США (именно это ведомство занимается охраной и учетом недр) уже подсчитало, что под Чукотским морем может залегать до 15 млрд баррелей нефти (примерно 2,04 млрд тонн) и до 76 трлн кубических футов газа (около 2,12 трлн кубометров).
Территория, на которую сейчас претендует Россия, изначально принадлежала Советскому Союзу, а затем – Российской Федерации. Однако в 1997 году РФ ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву, согласно которой нашей стране осталась лишь двухсотмильная экономическая зона. Таким образом мы потеряли права на остальную часть Ледовитого океана, в том числе и на свою долю Арктики. Сейчас Россия явно намерена восстановить свои права, тем более что конвенция это позволяет: нужно лишь доказать, что шельф является продолжением сибирской платформы.
Владимир Путин уже заявил, что результаты экспедиции «Арктика-2007» «должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа».
Пять лет назад РФ уже подавала соответствующую заявку в комиссию ООН, однако тогда эксперты сочли притязания необоснованными. Вопрос о новых претензиях России должен быть рассмотрен в 2009 году.
Многие специалисты считают, что под полярной шапкой могут располагаться до 25% мировых запасов углеводородов. А через Арктику пролегает Северный морской путь, являющийся самой короткой трассой из Европы в Америку и Азию. Этот маршрут может стать весьма удобным для транспортировки углеводородов с арктических месторождений.
Неудивительно, что, как только Россия обозначила в августе свои намерения, забеспокоились другие претенденты на арктические углеводороды. Сразу после того как был установлен триколор в Ледовитом океане, собственную арктическую экспедицию отправила Дания.
Основная задача этой экспедиции — взятие проб, которые доказали бы, что хребты арктического шельфа являются прямым продолжением шельфа Гренландии.
Тут же выступили и США, а журнал «Таймс» даже обвинил Россию в «намерении аннексировать весь Северный полюс». Схожие мысли высказывали и американские чиновники. Активизировалась Канада, премьер-министр этой страны Стивен Харпер заявил, что для подтверждения своих претензий на арктические земли страна построит сразу два военных объекта: глубоководный порт в Арктике и военную базу на канадском Крайнем Севере.
«Шумиха вокруг хребта Ломоносова — это просто игра псевдонаучными понятиями, что сильно дискредитирует науку, — говорит ведущий сотрудник Института географии РАН Дмитрий Орешкин. — Чтобы доказать принадлежность хребта к России, нужно провести серьезные глубоководные исследования, в частности, глубоководное бурение. В России таких технологий нет и в ближайшее время не будет. В отличие, кстати, от других стран-претендентов». По мнению Орешкина, безусловно, споры по поводу принадлежности шельфа разгорятся с новой силой, но до официального признания хребта Ломоносова частью территории какой-либо страны еще далеко.
Орешкин подчеркнул, что больше шансов будет у той страны, которая первой сможет обосновать свои притязания данными глубинного бурения.
Другой эксперт считает, что страны-претенденты могут начать осваивать Арктику втихомолку, не дожидаясь решения комиссии ООН. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин предупреждает: «Поскольку решение о принадлежности шельфа принимается на основе научных данных, до его принятия еще весьма далеко. И сейчас подобное решение в пользу любой страны будет воспринято как ангажированность и пристрастность». По словам Макаркина, учитывая, что исследования, проверки и перепроверки будут тянуться еще долго, каждая из стран-претендентов может начать осваивать Арктику самостоятельно.