Церемония награждения лауреатов премии «ТЭФИ» проводится уже в 13-й раз. Но вопреки многочисленным утверждениям недоброжелателей о том, что «ТЭФИ» выродилась и что в этом году Академию российского телевидения (АРТ) покинули НТВ и ТНТ, премия и академия все еще живы. Мало того, в этом году состав академии увеличился с 163 до 284 человек. Это несколько оживило работу АРТ. «Работы стало больше, — признался «Газете.Ru» вице-президент АРТ Александр Любимов. – Больше переписки, больше дисков надо производить и рассылать, а денег на все это немного».
Поговаривают, что денег у «ТЭФИ» и впрямь стало меньше – некоторые спонсоры потеряли интерес к Золотому Орфею (статуэтка премии) просто потому, что к нему потеряли интерес сами телевизионщики.
Впрочем, вновь назначенные академики приступили к своим обязанностям с энтузиазмом. К примеру, новый академик, главный редактор «Эхо ТВ» Андрей Норкин признался «Газете.Ru», что посмотрел абсолютно все представленные на конкурс проекты. «Мне было очень интересно смотреть, — сказал он. – Думаю, что вообще все молодые академики посмотрели все, что им прислали». Надо сказать, разговор этот возник неспроста. Дело в том, что, уходя из АРТ, директор информационных программ НТВ Татьяна Миткова утверждала, что не видит смысла в работе академиков – по ее словам, большая часть ареопага просто не смотрит конкурсные работы.
На несерьезное отношение к номинированным проектам намекнул и президент АРТ Владимир Познер, открывая церемонию вручения «ТЭФИ» в категории «Профессии».
«Я надеюсь, что все посмотрели все представленные программы, — сказал он строго. – Желаю вам голосовать умом и немного сердцем». Напутствие, кажется, было услышано: церемония прошла неожиданно — три статуэтки «ТЭФИ» достались фильму «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская», показанному на телеканале ТВЦ. Благодаря этому трогательному фильму телеканал ТВЦ вырвался на второе место по количеству статуэток. В общей сложности ТВЦ досталось пять Орфеев: в трех номинациях за фильм о Ростроповиче и Вишневской, в номинации «Программа для детей» за ток-шоу «Сто вопросов к взрослому», и в номинации «Сценарист телевизионного документального фильма» Леонид Млечин получил Орфея за фильм «Женщины, мечтавшие о власти» из цикла «Документальное кино Л. Млечина».
Первое же место по количеству статуэток досталось, конечно же, «Первому каналу», многочисленные шоу которого высоко оценили академики. Львиную долю статуэток унесли домой сотрудники «Первого», создававшие «Звезд на льду», «Две звезды», «Цирк со звездами» и «Короля ринга». Лучшим фильмом прошлого телесезона академики посчитали сериал «Ленинград» того же «Первого», собравший все три статуэтки в номинациях, касавшихся художественных фильмов и сериалов. Лучшим сценаристом признан Александр Буравский – сценарист «Ленинграда», он же стал лучшим режиссером телевизионного художественного фильма/сериала. Получили Орфея и работавшие над «Ленинградом» операторы Егор Жердин, Кирилл Мошкович и Михаил Голубков. Признанный на международной арене эфирный промоушн сериала «Остаться в живых», созданный командой «Первого канала», получил признание и среди академиков и заработал «ТЭФИ» в номинации «Эфирный промоушн проекта». Это не первая награда за рекламу популярного сериала «Остаться в живых», произведенную «Первым». В этом году на фестивале Promax North America (американский фестиваль профессионалов промоушна) «Первый» собрал целых три приза: золото в номинации «Лучшая промокампания» за промоушн «Остаться в живых» и две бронзовые за лучший проморолик кино, созданного для ТВ (того же «Остаться в живых»), и «Лучшее анимационное промо» за ролик, рекламировавший трансляцию Чемпионата мира по футболу.
По количеству статуэток идут на рекорд ведущий телеканала «Россия» Николай Сванидзе и ведущий СТС Сергей Майоров. Первый в третий раз получил Орфея за программу «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» — серия «1957 год. Ив Монтан против Никиты Хрущева». А Майоров снова отхватил золотую статуэтку в номинации «Информационно-развлекательная программа» за проект «Истории в деталях». Майоров при этом сказал, что даже третьей статуэтки ему мало – хочет раздать всем членам команды, работающим над программой.
У них есть шанс порадовать руководителя программы — одна из журналисток «Историй в деталях» Любовь Камырина будет бороться за премию «ТЭФИ» в номинации «Репортер» в категории «Лица». Команда Майорова очень радовалась новой статуэтке, а вот Николай Сванидзе признается, что три «ТЭФИ» за «Исторические хроники» (всего у ведущего уже четыре статуэтки) — это всего лишь приятно и останавливаться на достигнутом рановато. «Мы же работаем не для «ТЭФИ», — сказал он «Газете.Ru». – Мы работаем для людей, поэтому здесь предела нет. Моя планка – не «ТЭФИ», а общественная оценка и самоудовлетворение».
Постоянство имен призеров не страхует «ТЭФИ» от новшеств. Помимо расширившегося состава академии, изменились и правила голосования.
Теперь номинантов выбирают не все академики, а лишь те, кто профессионально разбирается в определенной номинации.
К примеру, операторы выбирают операторов, а уже потом, во время церемонии, из этих номинантов лучшего выбирают случайно избранные компьютером академики. В этом году из 455 работ было отобрано по три в 42 номинациях. Впереди церемония награждения в категории «Лица», но президент АРТ Владимир Познер признался, что сенсаций от нее не ждет. «Сенсация на то и сенсация, что ее нельзя предугадать, — сказал он «Газете.Ru». – Но, в общем, ничего необычного я не жду». При этом прошедшей в среду церемонией Познер остался, кажется, недоволен. «Я доволен качеством финалистов, — говорит он. – Но не могу сказать, что мое мнение совпало с мнением академиков».
«В номинации «Информационно-аналитическая программа» был сделан ошибочный выбор». В этой номинации победила программа «Вести недели» телеканала «Россия».
Сам Познер предпочел бы двух других претендентов на победу. «Мне было бы очень трудно выбрать между Юлией Мучник («Час Пик. Суббота» телерадиокомпании «ТВ-2» г.Томск) и Марианной Максимовской («Неделя с Марианной Максимовской» Рен-ТВ). Но я бы выбрал Максимовскую. — заявил Познер. — Не потому, что она сильнее, чем Мучник. Но она работает на гораздо более публичном канале. И делать то, что она делает, на таком канале очень достойно».
Впрочем, президента АРТ огорчило не только голосование академиков, но и их пассивность. К примеру, президента «СТС Медиа» Александра Роднянского и гендиректора телеканала «Россия» Антона Златопольского вообще не оказалось в зале, когда их вызывали голосовать. «Я не то чтобы обижаюсь, — недоумевает Владимир Познер. – Просто это неуважение к телевизионному сообществу. Удивляет меня и еще одна вещь: наша публика не аплодирует. Она какая-то невероятно тяжелая, и ее невозможно расшевелить, чтобы она выражала какие-то чувства». Впрочем, выражать чувства – это удел, видимо, не академиков, а зрителей. И их выбор серьезно отличается от предпочтений АРТ. По дороге с церемонии награждения «ТЭФИ» корреспондент «Газеты.Ru» дважды услышала упоминание о выбывшем из академии ТНТ – сначала милые девушки у метро обсуждали что-то из «Дома-2», а потом уже на улице двое молодых людей вполне приличного вида цитировали резидента Comedy Club Павла Волю. Впрочем, в среду профессионалы награждали профессионалов. В пятницу вечером состоится награждение более популярных телеличностей в категории «Лица».