Одним претендентом на покупку контрольного пакета акций машиностроительного концерна «Силовые машины» стало меньше. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в среду отклонила ходатайство германского концерна Siemens о приобретении контрольного пакета голосующих акций ОАО «Силовые машины», говорится в сообщении ведомства. Немецкий концерн сейчас является владельцем блокпакета российского машиностроительного предприятия, но при этом давно и упорно пытается получить над ним контроль.
Однако антимонопольная служба посчитала, что в случае реализации сделки доля немецкой компании на рынке энергетического оборудования в России составит около 50%, что позволит Siemens занять доминирующее положение.
Эксперты считают аргументацию ФАС вполне логичной — немецкий концерн может легко изменить расклад на российском машиностроительном рынке. Приобретя контроль над «Силовыми машинами», Siemens действительно может стать доминирующим игроком на рынке энергетического машиностроения в России. «Во-первых, «Силовые машины» в некоторых областях энергетического оборудования являются полными монополистами, а в некоторых имеют долю более 50%, — объясняет аналитик «БрокерКредитСервиса» Севастьян Козицин. — Во-вторых, Siemens и сам поставляет оборудование в Россию». Настойчивость немцев в получении контрольного пакета эксперт считает недальновидной, ведь российские власти уже давно дали понять, что контроля над этим предприятием иностранному инвестору ждать не стоит.
Siemens получил отказ российского антимонопольного органа на покупку «Силовых машин» уже второй раз — в апреле 2005 года ФАС запретила ему довести свою долю до 73,46% акций.
Претендентов на покупку той или иной части «Силмаша» теперь осталось двое — это «Базэл» Олега Дерипаски и «Северсталь» Алексея Мордашова. Оба бизнесмена уже получили одобрение ФАС. На продажу пойдут, напомним, пакеты сразу двух акционеров «Силмаша» — РАО «ЕЭС России» (25% + 1 акция) и «Интерроса» (30,4%). Причем продавать эти пакеты, как уточнил ранее гендиректор «Силовых машин» Борис Вайнзихер, будут по отдельности. Владельцы «Интерроса» Владимир Потанин и Михаил Прохоров в конце июля заключили договор о продаже своего пакета одному из российских инвесторов. Источники тогда сообщали, что этим инвестором стал именно Мордашов, который планирует выкупить акции на одну из своих структур — Highstat Limited. При этом «Интеррос» обязан был сначала предложить свой пакет акционерам, имеющим преимущественное право выкупа акций, — той же Siemens и РАО ЕЭС. Энергохолдинг от этого права отказался, Siemens, соответственно, не смог его осуществить.
Большинство наблюдателей считает, что «Силмаш» в итоге перейдет под контроль Мордашова, хотя возможны и варианты: ведь машиностроительное предприятие более логично вписывается в структуру «Базэла».
Тот, кто купит «Силмаш», сможет при желании хорошо заработать. На машиностроительный холдинг власти сейчас возлагают особые надежды в связи с гигантской инвестпрограммой РАО «ЕЭС России» и масштабным строительством энергомощностей. Всего до 2011 года глава РАО Анатолий Чубайс хочет привлечь в энергетику 3,1 трлн рублей, а на эти деньги в энергохолдинге готовы построить 40,9 тыс. МВт мощностей. Именно поэтому передачу контроля над «Силмашинами» немцам посчитали невозможной. «С учетом интересов отечественного энергомашиностроения и масштабных задач российской электроэнергетики считал и считаю принципиальным в качестве мажоритарного акционера появление в «Силовых машинах» российского частного стратегического инвестора», — весьма однозначно выразился недавно глава Анатолий Чубайс в интервью «Интерфаксу».
Однако это отнюдь не означает, что иностранные инвесторы не смогут заработать на реформе энергетики. «Siemens вполне еще сможет закрепиться в России: российских машиностроительных мощностей просто не хватит для выполнения такой масштабной программы», — констатирует Козицин. В 2010–2011 годах иностранцев в машиностроении будут только приветствовать, уверен эксперт, поэтому немецкому концерну для укрепления позиций на российском рынке было бы логично продолжить сотрудничество с «Силмашем», пусть и в качестве владельца блокпакета.