Тверской суд Москвы выдал санкцию на заочный арест бывшего главы «Русснефти», удовлетворив, таким образом, ходатайство следственного комитета МВД. В самом следственном комитете ситуацию комментировать отказались.
Проблемы с властями у Гуцериева начались уже давно, однако до сегодняшнего дня он находился лишь под подпиской о невыезде. Он уже практически сдал свою компанию властям, хотя новый ее собственник и не определен. Санкция суда на арест Гуцериева многих удивила — после того как он распрощался с «Русснефтью», аналитики и игроки рынка говорили, что теперь его оставят в покое. Однако этого не произошло. Более того, нынешнее решение суда обросло неожиданными подробностями.
По словам партнера юридической фирмы «Добронравов и партнеры» Юрия Добронравова, санкции, аналогичные выданной Тверским судом, обычно подразумевают, что подозреваемый скрывается от следствия или даже уже покинул страну. Ситуацию «Газете.Ru» прояснила руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева — по ее словам, с 6 августа Михаил Гуцериев находится в розыске.
Несколько позже источник РИА «Новости» в Следственном комитете при МВД сообщил, что бывший глава «Русснефти» в настоящее время находится за рубежом. Именно этим источник объяснил «заочность» решения суда: если бы бизнесмен находился в стране, то розыск велся бы на федеральном уровне, и следствие не обращалось бы в суд с санкцией на заочный арест.
Судя по всему, сейчас Гуцериева действительно нет в России.
Недавно в его семье случилась трагедия — погиб сын. Один из отраслевых экспертов рассказал «Газете.Ru», что после похорон Гуцериева никто в стране не видел.
Здесь обнаруживается еще одна странность. Чингисхан Гуцериев был похоронен на прошлой неделе, и если силовики хотели арестовать отца покойного, то узнать место похорон было несложно. Однако, судя по всему, бизнесмену, уже находящемуся в розыске, дали возможность похоронить сына и уехать. Кстати, в смерти Гуцериева-младшего тоже было много странностей: по официальной версии он умер из-за травмы, полученной в результате ДТП. Однако информация об этом происшествии в ГИБДД не была зафиксирована.
Если Гуцериев выбрал жизнь эмигранта, то ему придется столкнуться с рядом проблем. Сейчас, после всех российско-британских скандалов, ему будет непросто натурализоваться в том же Лондоне, который ранее был хорошим убежищем для неугодных политиков и бизнесменов. Скорее всего, он обнаружится в одной из ближневосточных стран, где даже может с успехом продолжить свой бизнес. Однако на родине ему трудно будет отбить атаку силовиков. Теперь, как объяснил «Газете.Ru» Юрий Добронравов, адвокаты экс-главы «Русснефти» могут подать кассационную жалобу. «Но практика показывает, что это ничего не изменит», — добавляет юрист.
Ранее уже высказывались мнения по поводу того, что давление властей на Гуцериева, которое не прекратилось даже после того, как он ушел с поста президента «Русснефти», связано в первую очередь с его сильным влиянием в кавказском регионе. Правда, ранее некоторые аналитики полагали, что российские власти таким образом хотели добиться от Гуцериева передачи в их руки нескольких ключевых рычагов влияния на Кавказе. «Это не новый ЮКОС, это государственный рэкет, — считает член СПС Борис Немцов. — Меня удивило, что он отдал бизнес. Должны были отстать от него, по идее, но, видимо, тут уже вмешиваются какие-то личные мотивы. Если они против кого-нибудь ополчатся, то мало не покажется. То, что это достаточно далеко от правосудия, у меня сомнений нет».
Претензии к «Русснефти» начались в конце прошлого года, когда три дочерние структуры компании были обвинены в нарушении лицензионных соглашений и сверхдобыче нефти и газоконденсата. А в мае текущего года Гуцериеву предъявили обвинение в незаконном предпринимательстве, что могло грозить ему сроком до пяти лет. В дальнейшем следственные органы обвинили «Русснефть» в неуплате налогов в особо крупных размерах (около 740 млн рублей), впоследствии наложили арест сначала на половину акций компании, а затем и на все 100% (это было связано с тем, что, по мнению ФНС, ряд сделок по бумагам «Русснефти» был проведен с нарушениями). В результате Гуцериев ушел с поста главы «Русснефти», заявив, что делает это под давлением. Сообщалось, что на компанию претендует холдинг Олега Дерипаски «Базэл», однако пока соответствующего ходатайства в ФАС подано не было.
Представители делового сообщества очень осторожно комментируют жесткие санкции по отношению к Гуцериеву. Многие вообще отказались говорить официально. В частных беседах они с грустью пытаются сравнивать это дело с другими, как теперь принято говорить, резонансными делами. Самая очевидная ассоциация с делом ЮКОСа при ближайшем рассмотрении не выдерживает критики. Михаил Ходорковский пытался участвовать в политической жизни и не скрывал этого. Его компания была лидером рынка, и ее раздел принципиально изменил расклад сил, позволив «Роснефти» занять ключевые позиции. Но о серьезном общероссийском политическом влиянии самого Гуцериева говорить не приходится. Не стоит сравнивать дело Гуцериева и с тем, что в скором времени может произойти с другой независимой нефтяной компанией — «Сургутнефтегазом». Как уже писала «Газета.Ru», по версии источников на рынке, ее глава и владелец Владимир Богданов, спасаясь в свое время от поглощения структурами Виктора Вексельберга, призвал на защиту кремлевских силовиков и сейчас вынужден расплачиваться за это, отдавая свою компанию «Роснефти». Правда, госкомпания официально заявила, что не собирается поглощать «Сургут», однако эксперты объясняют это тем, что сделка еще далека до завершения.
В случае же с Гуцериевым представителей нефтяных компаний удручает тот факт, что бизнесмен уже отдал «Русснефть», но давление на него только возросло. Теперь ему в удаленном режиме будет трудно продавать свою компанию. Поэтому новому собственнику она может достаться совсем дешево.