Тайваньский производитель компьютеров и комплектующих Acer заявил о приобретении компании Gateway за $710 млн, сообщает Bloomberg. По данным агентства, после совершения сделки Acer обойдет конкурентов из Lenovo и станет третьим в мире производителем персональных компьютеров (ПК). В российских офисах компаний не смогли прокомментировать эту информацию.
Как сообщает Bloomberg, Acer намерен выкупить все акции Gateway по $1,9 за акцию, что на 57% выше их рыночной цены. Сделка будет закрыта в декабре 2007 года, после того как ее рассмотрят регулирующие органы в США.
Как сообщается в совместном заявлении компаний, объединенная структура Acer--Gateway будет производить до 20 млн компьютеров в год, а ее доход от продаж составит более $15 млрд.
Последние годы компьютерные компании достаточно активно сливаются. Например, крупнейшее слияние на компьютерном рынке прозошло в 2002 году, когда американская компания Hewlett-Packard (HP) приобрела Compaq. Тогда сумма сделки составила более $25 млрд. В результате HP стал вторым на тот момент игроком на рынке персональных компьютеров, уступая лишь IBM. Сама Gateway в 2004 году поглотила небольшого американского производителя eMachines за $289 млн. Тогда эта сделка позволила Gateway стать третьим в США и восьмым в мире производителем ПК.
По данным американского агентства iSuppli, в 2006 году лидером мирового рынка продаж компьютеров стал Dell — его доля рынка составила 16,3%, что на 0,3% больше, чем у Hewlett Packard. Компании Acer, Lenovo и Toshiba занимали около 10% рынка каждая.
В России рыночная ситуация иная. Как рассказал «Газете.Ru» аналитик агентства IT-Research Дмитрий Шульгин, лидеры российского рынка ПК — местные сборщики DEPO Computers, Kraftway и K-Systems. По оценкам Шульгина, из мировых лидеров лучше всего выглядят позиции у Hewlett-Packard, которая постоянно делит с K-Systems третье-четвертое место в России по объему продаж.
Показатели Acer в 2006 году улучшились, однако компания пока может претендовать лишь на место в пятерке крупнейших игроков на российском рынке, считает Шульгин. «Пусть сейчас российские игроки и выглядят сильнее, уже в ближайшее время Acer и другие мировые бренды смогут выйти на лидирующие позиции», — говорит управляющий партнер IT-Monitoring Александр Панько. По его оценкам, марка Acer стабильно входит в тройку наиболее продаваемых среди быстрорастущего сегмента ноутбуков, постепенно улучшая свои позиции и на рынке стационарных компьютеров.
«Эта сделка нужна Acer для вхождения в США», — считает аналитик IT-Research Дмитрий Шульгин. По его словам, Acer планировал совершить какое-то приобретение, чтобы реализовать давно поставленную цель — обойти Lenovo и стать третьим в мире производителем ПК. По мнению Панько, Acer был заинтересован в приобретении известного бренда для того, чтобы облегчить себе продвижение на рынки США и Евросоюза.
Оба опрошенных «Газетой.Ru» аналитика сходятся в том, что эта сделка — продолжение процесса слияний и поглощений. «Азиатские компании, которые могут наладить производство, пока слабее в области маркетинга и размещения бренда, поэтому интересуются известными марками, переживающими не лучшие времена», — считает Панько. По мнению Шульгина из IT-Research, наиболее вероятны сделки между компаниями-лидерами, такими, как Lenovo и HP, и небольшими компаниями второго эшелона, такими, как NEC.
«Такое слияние — один из удобных способов расширить свою рыночную долю», — считает Шульгин.
Российский рынок вряд ли заметит слияние Acer и Gateway, считает Шульгин. По его данным, Gateway в России малоизвестен, поэтому ожидать сильного прибавления рыночной доли тайваньцам не стоит. С ним соглашается и Панько. На российский рынок эта сделка не окажет большого влияния из-за того, что роль Gateway на российском рынке ничтожна, убежден управляющий партнер IT Monitoring.