Россия создает нефтяную мегакорпорацию. Как сообщает авторитетное агентство Energy Intelligence Group (EIG), ссылаясь на источники в отрасли, российские власти намерены создать компанию с объемом добычи в 3,5 млн баррелей (около 0,5 млн тонн) нефти в сутки, что превышает добычу таких мировых лидеров, как Exxon Mobil, Royal Dutch Shell и British Petroleum.
В России такие объемы добычи составляют примерно 35% от всего производства нефти в стране.
Кроме того, EIG со ссылкой на неназванные источники сообщает, что новый картель будет управляться госструктурой «Роснефтегаз», которой уже сейчас принадлежат 75,16% «Роснефти» и 10,74% «Газпрома». Также, по данным EIG, в создаваемую монополию будут включены государственная компания «Зарубежнефть» и частное ОАО «Сургутнефтегаз». Кстати, эксперты давно говорили, что рост акций «Сургутнефтегаза», наблюдающийся в последнее время (в пятницу акции компании на РТС выросли на 2,08%), связан именно с будущим слиянием с госкомпаниями. Произойти это должно еще до российских президентских выборов следующего года.
Аналитики предполагают, что ситуация с частной компанией будет развиваться следующим образом: часть своей доли в «Роснефти» «Роснефтегаз» обменяет на контрольный пакет «Сургута». «Исходя из текущих котировок, мы полагаем, что »Сургутнефтегаз« получит блокпакет »Роснефти«, — считает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. — Капитализация »Роснефти« составляет $85,95 млрд, таким образом, ее 25-процентный пакет будет стоить $21,48 млрд. В свою очередь, исходя из капитализации »Сургутнефтегаза«, 50% его акций стоят $20 млрд. Сравнив суммы, мы видим, что за свои 25% »Роснефти« »Роснефтегаз« может получить контрольный пакет »Сургута« (более 50%)». Именно этот сценарий развития событий в Собинбанке считают наиболее вероятным.
Кроме того, по словам Разуваева, в структуру нового картеля войдут предприятия башкирского ТЭКа, контрольные пакеты которых были недавно по суду переведены в госсобственность.
Такая компания станет безусловным лидером российского нефтяного рынка. Директор и фактический владелец «Сургута» Владимир Богданов может получить большой пакет этого монстра в собственность. Сейчас, когда государство особо не церемонится с бизнесменами — чего стоит история главы «Русснефти» Михаила Гуцериева — такая щедрость удивительна. По данным «Газеты.Ru», этому есть объяснение.
В 2003 году произошло то, что тогда окрестили «сургутскими горками», — акции компании сначала значительно повысились, а потом так же серьезно упали. Как объяснил «Газете.Ru» один из экспертов рынка, именно в этот период шла активная атака на «Сургутнефтегаз» со стороны структур, подконтрольных Виктору Вексельбергу. Его компании начали скупать акции «Сургута», этим же занялся и Богданов. Однако у Вексельберга тогда появился реальный шанс получить контроль над компанией. «Атака была остановлена звонком непосредственно из Кремля, и Вексельберг отступился, — рассказывает эксперт. — По слухам, Богданов именно тогда договорился с кремлевскими силовиками и получил негласную поддержку. Кстати, если бы Вексельберг не прекратил свою атаку, его, определенно, ждала бы судьба Ходорковского и Лебедева, однако он дальновидно решил не спорить с властями».
По мнению аналитика, именно договоренностью с Кремлем в 2003 году объясняется нынешнее согласие Богданова пойти на слияние с госкомпаниями.
Видимо, этим объясняется и то, что Богданову разрешат остаться крупным акционером «Роснефти».
Подсчитать сейчас будущее состояние Богданова трудно. Как, впрочем, и доходы народных акционеров компании. Эксперты отмечают, что уже сейчас справедливая оценка портфеля «Роснефти» дает цену в $12,96 за акцию. «Однако после образования суперкомпании стоимость активов, приходящихся на одну акцию, существенно возрастет», — указывает Разуваев. Он также отметил, что вложения в «Роснефть» могут принести серьезную выгоду держателям бумаг. «Мы считаем правильной линию российских властей на создание полугосударственных компаний мирового уровня, — говорит аналитик. — »Роснефть« — это основная инвестиционная идея текущего года. Своими операционными и финансовыми результатами она опровергла миф о неэффективности государственных компаний».
Действительно, в стране, где исполнительная власть столь сильна, она имеет все возможности реализовать себя в бизнесе. К тому же история «Роснефти» может стать образцовой для других компаний. Фактически создание таких монстров может ознаменовать новый виток деприватизации. Например, по аналогичному сценарию в скором времени может развиваться укрупнение компании АЛРОСА. По слухам, к ней планируют присоединить компанию «Полюс Золото» и «Норильский никель». Таким же образом будет укрупнен «Рособоронэкспорт». Схожая судьба ждет Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), судостроительную корпорацию и другие подобные структуры. Все эти компании будут выведены на биржу с помощью народных IPO. Естественно, контроль над компаниями сохранит государство.
В итоге большая часть привлекательных бумаг на российском фондовом рынке будет представлять госкомпании. При этом государство получит возможность говорить о народном характере экономики, поскольку широкие массы населения смогут купить бумаги суперкомпаний. «То, что большая часть голубых фишек представляет государственные компании — это одна из отличительных черт российского фондового рынка, — признает аналитик ФК »Уралсиб« Леонид Слипченко. — Деприватизация уже происходит. В основном в секторе нефти и газа. Много государственных бумаг торгуется в телекоммуникационном секторе».
Частные компании останутся в потребительском сегменте рынка и банковском секторе.
«Саму идею фондового рынка это не меняет», — считает Слипченко. «Мы покупаем »Газпром« не потому, что он принадлежит государству, а потому что у него высокая рентабельность, определенное место в мире, потому что мы доверяем этой компании», — приводит пример аналитик ФГ «Церих» Олег Душин.
«У инвесторов еще есть возможность занять место в последнем вагоне уходящего поезда, ведь сделка должна состояться до завершения второго срока Владимира Путина», — говорит Разуваев. Такая поспешность, по мнению политологов, связана с тем, что нынешние чиновники стараются застолбить за собой ключевые позиции в основных отраслях российской экономики. «После выборов 2008 года в расстановке сил будут изменения, возможен какой-то передел собственности, — объясняет заместитель гендиректора Центра политических технологий Сергей Михеев. — Сейчас нельзя точно сказать, в какую сторону изменится ситуация в стране, однако она определенно не будет зеркальным отражением нынешней». По словам политолога, сейчас ключевые фигуры российской экономики и политики стараются закрепиться на стратегических позициях до тех перемен, которые последуют за президентскими выборами, а возможно, и рассчитывают что-то передать своим преемникам.