Беспилотные автомобили становятся ближе с каждым днем. Пока кажется, что это совсем не так, но вечно жить в веке, когда ручную коробку передач уже сравнивают с дубинкой древнего человека, точно не получится. Даже в России. Да и отсутствие электромотора как минимум в паре к обычному автопроизводители совсем скоро обещают вытеснить из моды. Конечно, доверить жизни людей и ответственность за перемещение по дорогам общего пользования умному, но бездушному компьютеру и компании датчиков будет не так просто. Даже если существующие технологии окажутся на нужном уровне развития, на урегулирование всех законодательных нюансов уйдут десятки лет. Но уже сейчас автокомпаниям не терпится показать, чему же они научили и будут дальше учить свои новинки. Одна из таких компаний-передовиков — это Audi.
Набор для пилота
У Audi SQ7 солидная, в чем-то даже монументальная внешность. Это самый большой автомобиль в спортивной линейке Audi с приставкой «S». При всей своей консервативности немцы все-таки попытались наделить внешность пятиметрового кроссовера максимальным количеством «фишечек». Стильная решетка радиатора, сдвоенные воздухозаборники, аэродинамический обвес, спойлер на кромке крыши, выхлопная система с четырьмя патрубками. А еще алюминиевые вставки и понтовые эмблемы SQ7 TDI и V8T, которые уверенно отсекают модель от премиальных, но не столь спортивных собратьев по бренду. Кому-то наверняка может не хватить смелости в облике этого «гонщика».
Но будем честны — это не машина для позирования на скоростном треке, а породистая рабочая лошадка, на которой, с одной стороны, можно отправиться на деловую встречу или модную вечеринку, а с другой — с комфортом и спокойным сердцем перевезти всю семью на дачу после заезда в молл.
Можно выбрать пяти- или семиместную версию. В последнем случае третий ряд нельзя назвать номинальным, и, к примеру, подростки точно не будут жаловаться на какие-либо ущемления. Сам же салон в целом самый большой в классе, и выполнен он в лучших традициях Audi. Тут и кожа с алькантарой, и хром с карбоном, и электронная панель приборов. Удобные спортивные сиденья водителя и переднего пассажира можно максимально подстроить под себя при помощи электрорегулировки. Кому этого будет мало, могут заказать сиденья Sport Plus с пневматической регулировкой поясничного подпора и валиков боковой поддержки на спинке и регулируемыми подголовниками. Массаж и вентиляция — все удовольствия за ваши деньги! А вот регулировки руля — без электропривода. Да, для премиума как-то несолидно, зато как это по-немецки практично — можно не переплачивать за опцию, которой пользуешься от силы пару раз в год, при условии единственного водителя за рулем.
Спасение от турбоямы и полеты по серпантинам
Для России будет предложен только один вариант двигателя — 4-литровый TDI мощностью 422 л.с. и с крутящим моментом до 900 Нм.
Турбодизель V8 способен разогнать SQ7 до «сотни» за 4,8 секунды. Максимальная скорость ограничена электроникой и составляет 250 км/ч.
В качестве трансмиссии — восьмиступенчатая коробка передач Tiptronic. Чтобы победить злополучную турбояму, которая не давала немецким инженерам покоя, они применили инновационную технологию.
Двигатель TDI работает в паре с электрокомпрессором, который помогает двум турбонагнетателям на малых оборотах.
Энергию для работы компрессор получает от вспомогательной бортовой электросети напряжением 48 вольт. В итоге водитель может рассчитывать на полную отдачу мотора в любой момент без досадных провалов. В деле прием оказывается очень эффектным. На светофорах 2,2-тонный автомобиль с легкостью дает фору попутчикам, стартуя с ощутимым отрывом. На трассе обгоны даются элементарно, без усилий, словно вы за рулем настоящего спорткара. Но все-таки размеры дают о себе знать, и, чтобы придать устойчивости кроссоверу при прохождении шпилек, в дело включается электромеханический стабилизатор поперечной устойчивости.
Эта штука несколько раз выручала в моменты, когда в поворот приходилось вписываться очень резко и на большой скорости. Машина держала полосу как прибитая и даже не намекала на возможность заноса.
Если же дорога прямая и без ухабов, стабилизатор будет обеспечивать дополнительную плавность хода. Питается он, к слову, все от той же бортовой сети. Дополнительную точность прохождения поворотов обеспечивает спортивный дифференциал, перераспределяющий крутящий момент между задними колесами. Работает он просто, но эффективно — для стабильного входа в поворот существенная часть крутящего момента подается на внешнее колесо. В итоге кажется, что автомобиль едет как по рельсам, и водитель, оказавшийся на SQ7 «на воле», точно не сможет отказать себе в удовольствии немного погонять. Увы, базовая версия таких наворотов лишена и за помощников при динамичном вождении придется доплачивать дополнительно.
Кстати, чувствительным пассажирам при таких маневрах может оказаться совсем нелегко. Как человек, которого не укачивает на пассажирском месте даже на крутых серпантинах и поворотах весьма продолжительное время, я с легкостью уступила место коллеге, который также вызвался проверить устойчивость и цепкость кроссовера на виражах. И SQ7 подкинул мне неприятный сюрприз практически сразу. Вестибулярный аппарат сдался без боя, и спасаться пришлось бегством на свежий воздух. После передышки и питья воды мы двигались уже максимально плавно, на крейсерской скорости, параллельно размышляя, что же могло меня так подкосить. Подозрение пало на специфические настройки адаптивной пневматической подвески, которая постоянно подстраивалась под столь динамичное вождение, что вызывало дискомфорт. К счастью, принятые меры положение спасли и удовольствие от поездки вернулось.
При этом заявленный расход топлива в 7,2 л на 100 км оказался вполне реальным.
Наши показатели при энергичной езде, резких разгонах и торможениях, конечно, поднимались до 10 л, зато в спокойном режиме вплотную подбирались к тем, что представил производитель.
Без рук, но с головой
При всех достоинствах внешности и интерьера Audi SQ7 самое главное в новинке — это начинка. Именно развитие технологий сейчас находится в приоритете у марки. И представленная модель со всеми наворотами по сути представляет собой переходный этап, некий мостик к будущим беспилотным автомобилям. Машина уже умеет очень многое делать сама и функционировать без непосредственной помощи водителя. Другое дело, что пока ее держат на привязи. Итак, для SQ7 доступны 24 ассистента, которые предложат помощь практически в любой ситуации.
Пожалуй, самый любопытный из них — это адаптивный круиз-контроль. Он сам поддерживает дистанцию до движущегося впереди автомобиля, держит скорость, может затормозить вплоть до полной остановки и разогнаться снова.
При этом SQ7 умеет считывать дорожные знаки и двигаться с полным соблюдением скоростного режима. Для того, чтобы кроссовер не сбивался с пути, служит ассистент сохранения полосы движения. В целом получается, что в дальнем путешествии автомобиль может спокойно ехать сам в одной полосе — вот они, беспилотники в деле.
Ощущения у водителя странные — ты чувствуешь себе лишним. При этом руки убрать с рулевого колеса можно совсем ненадолго — SQ7 начнет просить ездока взяться за баранку.
Дальше, если этого не произойдет, машина включит «аварийку» и будет тормозить. Получается, что SQ7 может спокойно обойтись и без вас, но ему не разрешается. А вы не можете выйти и пристроиться с книгой на заднем ряду. На деле оказалось, что не зря — некоторые оперативные решения умные системы автомобиля пока не готовы принимать сами. Так, при движении на разрешенной скорости 130 км/ч по многополосной дороге меня справа резко подрезал Mini Cooper, прыгнув прямо передо мной и продолжив движение куда на меньшей скорости. Вместо того чтобы затормозить, как ожидалось, SQ7 издал тревожный сигнал и отключил адаптивный круиз-контроль. Мол, я ничего не знаю. Конечно, мне ничего не стоило перехватить управление и притормозить, но, когда привыкаешь доверять этой системе, результат может быть другим.
Есть в SQ7 и ассистент движения в пробке, который скрасит тоскливые минуты, а может быть, и часы. Держа заданную дистанцию, он может ехать на скорости до 65 км/ч. Дальше набор опций можно подбирать на свой вкус — к примеру, есть ассистент перестроения, который не даст въехать в бок автомобилю, который вы не заметили, система предупреждения при открывании двери и помощи при парковке.
Ждем ноября
В российские дилерские центры новый Audi SQ7 приедет только в ноябре. Цены держат в тайне ориентировочно до августа. Зато известно, что в Европе модель продают за 89 900 евро. В пересчете на рубли это более 6,65 млн. Очевидно, что в России немцам придется сильно демпинговать, чтобы обеспечить достойные продажи. На премиум спрос продолжает держаться на достойном уровне, и этот автомобиль имеет хорошие шансы на успех у тех, кто готов платить за технологии будущего, пусть даже из простого любопытства.