Первый вопрос, который возникает, когда входишь в цех: где люди?!
Несколько позже, во время экскурсии по заводу, понимаешь: даже 750 человек, официально выполняющих неспешный и с виду непыльный труд, не кажутся жертвами жесточайшей капиталистической эксплуатации человека человеком.
Завод Jaguar Land Rover (JLR) в Вулверхэмптоне вполне мог бы служить декорацией для фантастического кино. Благо что степень автоматизации здесь такова, что на долю человека осталось лишь очень немного операций.
По большей части это обслуживание станков и линий, частично — контроль качества, изготовление специального инструмента и управление погрузчиками. Похоже, это все, к чему допущен человек на ультрасовременном заводе, построенном посреди пустынных полей Мидлэндса.
Отдельную профессиональную группу на предприятии, работающем под управлением компьютерной системы, составляют трудящиеся удаленно 50 айтишников. Роль последних особенно велика: производство практически полностью автоматизировано, и компьютерная система полностью контролирует работу конвейера. Каждая деталь снабжена лазерной гравировкой QR-кода, и хотя многие детали для разных двигателей одинаковы, система «видит», к примеру, какой коленвал предназначен для данного блока цилиндров. Помимо автоматизации и учета в дальнейшем система сможет изготовить запчасть, руководствуясь маркировкой на двигателе.
Появление у JLR собственного моторного производства вполне логично.
Оказавшись в теплых объятиях индийской Tata, премиальная британская марка явно нуждалась в собственных двигателях, полностью отвечающих стратегическим планам развития.
Немалое место в этих планах уделено завоеванию рынков Индии и Китая — стран с небогатым населением, чувствительным к изменениям в зависящем от объема двигателя налогообложении.
Индийцы, заполучившие в собственность легендарную марку бывших колонизаторов, оказались дальновиднее китайцев, фактически прикончивших попавший к ним в руки британский бренд MG. В Tata раскошелились на 355 млн фунтов, потраченных на строительство завода, и еще 40 млн — на разработку в инженерном центре в Уитли абсолютно новых двигателей.
Перед инженерами поставили задачу создания линейки силовых установок модульной конструкции, допускающей адаптацию к практически всем существующим моделям Jaguar и Land Rover — полноприводным, гибридным и заднеприводным автомобилям с любым типом трансмиссии, оставляя при этом возможность для быстрого внедрения новых разработок.
Результатом труда конструкторов стал не просто мотор, который призван застолбить Jaguar место в премиум-классе на подступах к позициям немецкой тройки, но поистине интернациональный продукт.
Детали и узлы для мотора Ingenium приходят практически из всей Европы. Не осталась в стороне и «родная» Индия, поставляющая гильзы для цилиндров. Блоки унифицированы по принципу использования цилиндров одинакового диаметра, с одинаковым ходом поршня и имеют одинаковое межцилиндровое расстояние. Играться с «кубиками» можно практически как с Lego, получая 4-х или 6-цилиндровые, атмосферные и турбированные агрегаты. Кроме того, как пояснили на заводе, в зависимости от степени точности обработки детали подразделяются на три группы, позволяющие снять с двигателя одного объема разное количество лошадиных сил.
Разумеется, никто не собирался раскрывать особых тайн и производственных секретов (некоторые из плакатов с производственными планами сопровождавшая нас представительница завода была вынуждена закрывать от любопытных глаз широкой спиной), но в JLR и не скрывают, что очень надеются на успех первого двигателя Ingenium.
Серийное производство двухлитрового дизельного мотора AJ200D уже запущено. Согласно официальным заявлениям, благодаря уменьшению трения на 17% по сравнению с текущими аналогам, а также за счет использования расположенного центрально коленвала, упрощенной конструкции привода ГРМ, применения масляных насосов переменной производительности с электронной системой управления и использования для распределительных и балансирных валов роликовых подшипников вместо подшипников скольжения, мы имеем дело с одним из самых эффективных и отзывчивых 2-литровых дизельных двигателей с турбонаддувом, представленных в этом сегменте.
«Ну и конечно, — добавляют представители завода, — завоевать место на европейском рынке нам немного поможет скандал с дизелями Volkswagen…»
Следующим мотором станет бензиновая версия Ingenium — сейчас цех для его сборки уже укомплектован оборудованием, и скоро с конвейера сойдут первые три сотни тестовых экземпляров.
Как и в случае с дизелями, к моменту начала полносерийного производства двигатели пройдут различные тесты на прочность и долговечность, включая 72 тыс. часов на динамометрическом стенде и более 2 млн миль реального пробега.
Приживется ли на британских «кошках» новое «сердце», покажет время, и, конечно, нам бы очень хотелось дождаться появления Jaguar с рядной бензиновой шестеркой Ingenium под капотом, но известно, что вплоть до 2020 года у компании действуют соглашения со сторонними поставщиками моторов V6 и V8^, а к тому времени вполне может окончательно победить гибридная технология.
Пока же в JLR полны воодушевления и рисуют замечательные перспективы развития компании после запуска нового завода. Ответственный за разработку двигателей Jaguar Land Rover Рон Ли заявил: «Легко конфигурируемая и гибкая архитектура — вот ключевая основа «ДНК» семейства Ingenium. Мы сделали Ingenium таким, потому что у нас была редкая возможность начать работу над проектом с чистого листа. Мы не были ограничены обычными требованиями, которые обязывают инженеров идти на компромиссы: у нас не было существующего производственного оборудования, которое определяет параметры конструкции еще на этапе технического задания, не было какого-либо прототипа, от которого мы бы отталкивались, и не было старых заводов, требующих модернизации»
По словам Ли, уже сегодня компания приводит технологический процесс в соответствие с требованиями завтрашнего дня.