После 207-метрового прыжка с моста в Сочи я готова сравнить эти ощущения с тем, как люди принимают решение о покупке российских автомобилей от «АвтоВАЗа». Так, пересаживаясь на машину проверенного иностранного бренда, ты точно уверен, что за тобой обязательно натянется крепкий трос. А глядя на то, что уже второй год подряд презентует отечественный автопроизводитель, хочется и попробовать это, и бежать куда подальше одновременно. Потому что страшно. Но как же любопытно!
Когда так трудно сделать шаг в пропасть, видавшие виды и тихие истерики инструкторы спокойно объясняют тебе, что это безопасно, руки-ноги будут целы, а впечатления останутся на всю жизнь. Так и с выбором машины с ладьей на логотипе.
Кажется, что тебя мягко, но уверенно приобнимают за плечи глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон и главный дизайнер Стив Маттин. «Мы делаем автомобили мирового качества, они даже пойдут на экспорт в Венгрию!» — рапортует первый. «А вообще они очень красивые. Вон какие «Иксы» по бокам», — улыбается второй. И вот так незаметно подталкивают тебя к краю. А дальше остается только несколько раз выдохнуть, закрыть глаза, а открыть их уже, когда дилер заботливо кладет твои с трудом накопленные 20–30 зарплат к себе в кассу.
А ты сидишь за рулем Lada. И все вокруг тебе говорят: «Ну ты герой», а за глаза, кажется, крутят пальцем у виска и хватаются за сердце.
Красота и компромиссы
К радости сильных духом, «АвтоВАЗ» провел презентацию своего нового переднеприводного кроссовера Lada XRay в Сочи. Я стою и смотрю на один из автомобилей ярко-оранжевого цвета, который водружен на макушку Роза Пик.
На высоту 2320 м его доставили вертолетом. Неожиданно перед машиной на колени падает молодой человек в лыжном костюме и начинает отвешивать поклоны. «О, «АвтоВАЗ», восклицает он, простирая руки к небу и экспрессивно позируя друзьям с фотоаппаратами. Вслед за ним мгновенно выстраивается очередь из желающих также отметиться рядом с необычным «высоким кроссовером», как его называют сами инженеры. «Какой красивый, — радуется эффектная дама в белоснежном спортивном одеянии, — только я такой не купила бы, сомневаюсь в качестве». Пара сноубордистов спорят, поместятся ли в него доски с лыжами и багаж.
«Я бы такой купил, почему бы и нет: на иномарку с этими растущими ценами мне уже точно не хватит, а сюда влезет вся снаряга!» — рассуждает спортсмен в забавной шапке и балаклаве с лисьей мордочкой.
На смену ему приходит позировать целое семейство с маленькими детьми в охапку с возгласами «Ну неужели научились делать?!».
Не каждый автомобиль удостаивается такого внимания. Можно ли сказать, что главные козыри, которыми «АвтоВАЗ» хочет побить своих конкурентов — красота и необычные дизайнерские приемы, — сработали?
Построенный на платформе Renault Sandero вазовский XRay пожизненно обречен на сравнения c Sandero Stepway. И тут уже дело вкуса. Но то, что создал Маттин, ограниченный размерами и техническими параметрами французской «тележки», выглядит действительно очень достойно и свежо для российского автопрома. Модная четкая выштамповка, симпатичная форма светодиодных фар, которые в ночи почему-то напомнили мне Lexus, и стильный передок, полностью соответствующей новому ДНК марки. Да, на него не оборачиваются так, как было со знаковой теперь уже для «АвтоВАЗа» Lada Vesta, но тоже обращают внимание.
Покритиковать в дизайне тоже есть что. Все-таки это бюджетный автомобиль, и развернуться в полную креативную силу Маттину не дали. Так, скажу сразу, что
на фотографиях мистическим образом XRay выглядит симпатичнее и больше. Колесные диски диаметром 15 и 16 дюймов, которые устанавливаются на модель, также не раскритиковал только ленивый.
Дело в том, что на фоне широких колесных арок сами колеса словно теряются в них, отчего автомобиль напоминает избушку на курьих ножках. Причина — в наследстве технических особенностей от платформы Renault. На «АвтоВАЗе» уже пообещали исправить ситуацию и предложить колеса большего диаметра.
Тесно на галерке, просторно в багажнике
Как не раз говорил Маттин, XRay — это поиск компромиссов. Сажусь за руль, разбираюсь с регулировками кресел и в целом чувствую себя довольно свободно. Можно поднять кресло повыше и найти оптимальное для себя положение.
А вот пассажирам сзади приходится потесниться, хотя на «АвтоВАЗе» и утверждают, что увеличили пространство для ног примерно на 2 см.
Выхожу из машины, открываю багажник, а там — 361 л свободного пространства для грузов, которые при сложенных задних сиденьях увеличатся до 1207 л.
Кстати, скоро появится версия, где можно будет удобно сложить и переднее сиденье для того, чтобы перевозить еще большее количество поклажи. Сажусь снова на водительское место и разглядываю интерьер. В салоне жесткий, но вполне приемлемый пластик, руль можно отрегулировать по высоте, сиденья, которые достались от Renault, отделаны обивкой с любимыми Маттином иксами.
А вот что главный дизайнер сумел отвоевать у технической команды, так это расположение монитора на торпеде.
Его подтянули ближе к уровню глаз водителя, что, безусловно, гораздо удобнее. Конечно, мультисистема предлагается только в более дорогих версиях. Штатная навигация работает неплохо даже на запутанных сочинских серпантинах, хотя несколько раз заблудиться нашему экипажу все-таки удалось. Однако разобраться с тем, как заново отыскать и перепроложить маршрут, удалось практически сразу. При желании можно дополнить флагманские версии автомобиля пакетом опций «Престиж» — тогда вы получите еще и камеру заднего вида.
Едем и адаптируемся
Первым делом тестируем уже знакомую версию с мотором 1,6 л и пятиступенчатой коробкой передач. На XRay в таком исполнении корреспондент «Газеты.Ru» уже ездила во время старта официального производства модели. Кроме того, такая же «механика» устанавливается и на Lada Vesta. Настройки и работа трансмиссии в этом случае мне понравились, переключаются передачи четко, а моторчик честно тащит переднеприводный кроссовер и по серпантинам, и по гладкому хайвею.
Кстати, заехав несколько раз на совершенно разбитую дорогу, удалось оценить и подвеску, и клиренс в 195 мм. Теперь можно точно сказать, что на дачу по бездорожью XRay доберется без проблем.
Куда веселее работает 122-сильный агрегат 1,8, который идет в топовых версиях в паре с вазовской автоматизированной трансмиссией, опять-таки знакомой по «Весте». И тут вновь никаких откровений не случилось.
Как и на «Весте», адаптивная коробка ведет себя довольно специфично. Если к ней не приноровиться, то первое время она будет пугать вас своим неистовым воем и дерганьем.
На серпантинах лучше сразу же переходить в ручной режим управления, чтобы случайно просто не остановиться посреди резкого подъема — тогда ехать можно спокойно. Конечно, у конкурентов в этой ценовой категории дела немногим лучше, поэтому выхода нет, приходится привыкать. К тому же для жизни в городе с серьезными пробками эта версия все-таки более удобна.
Важно сказать, что, тестируя модель Vesta с автоматизированной трансмиссией на протяжении месяца, мы с коллегами заметили, что она действительно стала вести себя более покладисто. Но кто больше адаптировался к такой манере езды — мы или коробка, сказать пока трудно.
Кстати, рычание «робота» обратило наше внимание и на шумоизоляцию, которая практически не спасала от воспроизводимого трансмиссией гула. При продолжительной поездке под такой аккомпанемент в голове точно шуметь будет не меньше. Или я опять должна сделать скидку на «бюджетность» и смириться?
Кто поедет?
Реалисты скажут: взяли французскую тележку и попытались сделать по-своему. Пожалуй, так и есть. От «АвтоВАЗа» тут — новые моторы и коробки передач, настройки, увеличенный клиренс и максимальные вложения во внешний вид.
На симпатичную мордашку и сочные карамельные цвета, по мнению маркетологов автогиганта, должно отреагировать молодое поколение водителей, у которых еще не было своего автомобиля. Не остаться в стороне должны и люди, которые уже наездились на «девятках», «Приорах» и «Калинах» и хотят чего-то большего. При цене от 589 тыс. до 723 тыс. руб. на «АвтоВАЗе» планируют в 2016 году продать не менее 20,4 тыс. автомобилей. Конкурентам тоже есть что ответить. Так, Hyundai Solaris стоит от 575 900 до 782 400 руб. (есть промоскидка 30 тыс. руб.), Kia Rio стоит от 574 900 до 844 900 руб. (есть промоскидка 80 тыс. руб.), автомобили Renault Sandero 2016 года стоят от 419 000 до 699 900 руб., а 2015-го — от 390 000 до 664 900 руб. Модель Renault Sandero Stepway текущего года стоит от 629 900 до 764 990 руб., версии 2015 года — от 589 000 до 721 990 руб.
Название комплектации | Объем и мощность двигателя (л / л.с.) | Тип трансмиссии | Ускорение 0-100 км/ч (сек.) | Максимальная скорость | Расход топлива комбинированный (л/100 км) | Цена, руб |
Optima | 1,6 л., 106 л.с | 5-ступенчатая МКП | 11,9 | 170 | 7,5 | 589 000 |
Optima (+пакет Comfort) | 1,6 л., 110 л.с | 5-ступенчатая МКП | 10,3 | 171 | 6,9 | 628 000 |
Optima (+пакет Comfort) | 1,8 л., 122 л.с | 5-ступенчатая АКП | 10,9 | 183 | 7,1 | 653 000 |
Top | 1,6 л., 110 л.с | 5-ступенчатая МКП | 10,3 | 171 | 6,9 | 668 000 |
Top | 1,8 л., 122 л.с | 5-ступенчатая АКП | 10,9 | 183 | 7,1 | 693 000 |
Top (+пакет Prestige) | 1,6 л., 110 л.с | 5-ступенчатая МКП | 10,3 | 171 | 6,9 | 698 000 |
Top (+пакет Prestige) | 1,8 л., 122 л.с | 5-ступенчатая АКП | 10,9 | 183 | 7,1 | 723 000 |