В поисках ушедшего
В течение двух десятков лет родоначальник класса компактных кроссоверов неотвратимо взрослел, обрастал габаритами и опциями и в итоге из смешной пухлобокой машинки превратился в серьезный автомобиль, который по современной классификации относится к сегменту D+. Это означает, что теперь «Рафик» является альтернативой не «гольф»-классу, а колесницам более солидным, вроде Mazda 6 или Camry.
Казалось бы, что в этом страшного? Результаты продаж весьма красноречиво свидетельствуют о том, что россиянам RAV4 по душе: даже не будучи локализованной, эта модель легко обставляет конкурентов. Что вроде бы логично: взрослая публика более стабильна, платежеспособна и, коль скоро удалось завладеть ее вниманием, — более лояльна.
Но вместо того, чтобы жить да радоваться, «тойотовцы» неожиданно заявляют о переориентации на более молодую аудиторию: инъекции «ботокса» вслед за Camry получил даже монструозный Land Cruiser 200, так что омоложение RAV4 мы восприняли уже как нечто само собой разумеющееся.
Дело, конечно, не только в имидже. Статистика свидетельствует о том, что покупатели в возрасте от 25 до 35 лет чаще других меняют автомобили: средний срок эксплуатации автомобиля составляет 3,6 года.
А раз чаще меняют, значит (в теории), могут принести продавцу больше выручки. В общем, игра стоит свеч — решили в «Тойоте» и вложились в обновление RAV4 более основательно, чем того требовал плановый рестайлинг.
Головной свет перевели на светодиоды, площадь фар уменьшили, а то, что мы привыкли называть «фальшрадиаторной решеткой», — уже никакая не решетка, а тонкая серебристая линия. Свежо? Для нас — да, потому что рестайлинговый Auris с аналогичным решением передней части в нашей стране не продается.
Над задком тоже поработали основательно. Четвертый «Рафик» много ругали за некрашеный бампер и вообще чрезмерную лаконичность задней части: дескать, слишком похоже на коммерческий транспорт. Не молодежно, в общем. Окей — сказали японцы. Покрасили бампер, изменили оптику и накладку между фонарями… Стало лучше? На любителя. Зато теперь грузить багаж нужно аккуратнее: если раньше цеплять бампер можно было почти безнаказанно, то на новом элементе каждая царапина будет портить настроение и провоцировать обращения в страховую.
Сам багажник стал просторнее на 68 л. Никаких чудес — просто полноценную запаску заменили на костыль: горожанам, коих среди покупателей «Рафика» большинство, «настоящее» пятое колесо не нужно.
Спереди изменений гораздо больше. В поле зрения водителя не осталось практически ничего прежнего. Новые материалы, мультимедийная система, приборная панель с дисплеем как у «старших товарищей» Camry и LC200… В целом стало приятнее и на вид, и на ощупь. А еще у RAV4 теперь обогревается все, что в принципе можно обогревать электричеством. Вдобавок бензиновым версиям «подарили» дополнительную электропечку, у дизельных есть автономный обогреватель.
Пока не очень молодежно, правда? Терпение, мы еще до главного не добрались!
Нарушение субординации
Несложно заметить, что у большинства марок модельный ряд отранжирован не только по размеру, но и по «начинке»: самые новые мультимедийные «примочки» и системы активной (а порой и пассивной) безопасности первыми получают флагманы. В случае с «Тойотой» это даже не Camry или «двухсотка», а модели Lexus.
Так вот, для японцев субординация отныне не значит ничего.
Потому что в процессе обновления RAV4 нашинковали технологиями под завязку. Во-первых, «Рафик» умеет то же, что и обновленный Land Cruiser, — читать разметку и дорожные знаки, отслеживать дистанцию до впереди идущего автомобиля и следить за бодростью водителя.
Во-вторых, мультимедийный «комбайн» выдает «бесшовную» картинку с четырех расставленных по периметру камер и может даже показать машину со стороны — подобная штука есть у премиальных «немцев» да еще, пожалуй, у «Пассата», который по цене от премиума не отличается вовсе. Наконец, у RAV4 есть режим «прозрачного» автомобиля, который позволяет разглядеть даже самые мелкие помехи, препятствующие маневрированию. Такого нет ни у ближайшего родственника — Lexus NX, ни у старшего RX-а, ни у флагмана — седана LS. Помяните мое слово, когда-нибудь такие уменьшающие вероятность мелких повреждений опции будут снижать стоимость полиса каско.
Шум и ярость
Силовые агрегаты изменений не претерпели, а вот полный привод и управляющую им систему IDDS перенастроили — теперь у многодисковой муфты постоянный «преднатяг» в 10%, а на выходе из поворотов кроссовер активнее (да-да, еще активнее!) подрабатывает задней осью. Испытания кавказскими серпантинами подтвердили: по управляемости полноприводный RAV4 — по-прежнему один из лидеров в классе. Как и по внедорожным качествам: габаритная длина увеличилась незначительно (на 35 мм, и все пришлись на свесы), так что «Рафик» в состоянии удивить даже бывалых «нивоводов». По дороге в альплагерь «Безенги» мы успешно прошли несколько бродов и даже одно диагональное вывешивание. В последнем случае помогла блокировка центра и небольшая инерция. Конечно, до окончательного вердикта неплохо было бы устроить групповой тест, но по ощущениям RAV4 — едва ли не самый внедорожный автомобиль из тех, кому на бездорожье выезжать, в общем-то, не положено.
В общем, ключевые преимущества остались на месте. А что с недостатками?
Во время первого знакомства на дорогах Каталонии меня поразил контраст между «европейской» и «российской» версиями подвески. Если первая отличалась завидной плавностью хода, вторая (даже на европейских дорогах!) беспощадно вытряхивала душу из обитателей салона.
Наслушавшись наших комментариев, инженеры добавили 33 точки сварки в области задней нижней поперечины кузова, увеличили сайлентблоки, подобрали более мягкие пружины и перенастроили амортизаторы. В качестве бонуса добавили три с половиной килограмма шумоизоляции — теперь «шумка» покрывает все днище и значительную часть задних колесных арок. Так что на Кавказ я летел с одним главным вопросом: стало ли лучше?
Стало. Теперь можно смело бросать «Рафик» в поворот, не опасаясь ни убийственной тряски, ни, что еще важнее, непредсказуемого изменения траектории. Конечно, над грунтовкой RAV4 не «летит», да и камешки по задним аркам лупят чувствительно, но прогресс налицо. Впрочем, в случае с RAV4 «лучше» не значит «лучше всех». По балансу управляемости и плавности хода это по-прежнему не Tiguan — причем сравнивать пока можно только с уходящей моделью, построенной на платформе PQ35.
Прекрасное далеко…
Дату выхода новой генерации «Тигуана» в российском представительстве Volkswagen Group пока не называют, а промелькнувшую было информацию о том, что уже летом кроссовер начнут собирать в Калуге, подтверждать категорически отказываются. А вот RAV4 в России точно собирать будут. И точно — летом. На ценах это, впрочем, не скажется: они и так не после рестайлинга не выросли. Как бы там ни сложилось, именно среди молодой аудитории на обновленный «Рафик» будут давить и Tiguan, и Mazda CX-5, и переименованный в Tucson Hyundai ix35. Но за «Тойоту» всегда будут преданные бренду покупатели. Пусть и не очень молодые, зато надежные.