Если новая модель выходит на рынок, значит, это кому-нибудь нужно. И нужно, конечно, прежде всего производителю. На первый взгляд кажется, что BMW, у которой модельный ряд и так пестрит разнообразием на зависть многим конкурентам, создала «четверку», просто чтобы заполнить вакантную цифру в X-серии. А может, это просто очередной инженерный эксперимент по сочетанию высокого клиренса, мощнейших моторов и элегантных обводов кузова-купе? Давайте обо всем по порядку.
Дизайн
Первая ассоциация — слегка уменьшенный X6. И от этого клише, этой тени своего «старшего брата», «четверке» уже никуда не деться. При более детальном сравнении можно найти немало различий, особенно сзади, но на дороге отличить их сложно. Но чтобы хоть как-то подчеркнуть индивидуальность X4 на «официальном» уровне, в BMW придумали ни много ни мало назвать автомобиль родоначальником нового класса — Sports Activity Coupe (SAC), объединяющим в себе спортивные свойства купе и проходимость кроссовера, причем в случае с X4 — исключительно полноприводного.
Впрочем, на самом деле сравнивать этот гибрид внедорожной мощи и спорта высших достижений нужно не с X6, а с новым X3. Именно на базе этой модели, и не просто на базе, а позаимствовав фактически всю «начинку», и был построен X4.
Впрочем, если колесная база у двух моделей одинаковая, 2810 мм, то купеобразный кузов X4 получился на 14 мм длиннее и на 36 мм ниже — вполне естественные преобразования, когда нужно подчеркнуть спортивный характер и агрессивность автомобиля.
Но также естественен в этом случае и более низкий клиренс: по сравнению с «тройкой» он сократился с 212 до 204 мм. За счет покатой крыши пострадал и багажник, правда, не сильно: его объем сократился с 550 до 500 л, а при сложенных сиденьях он составит уже 900 л — вполне неплохо для агрессивного «спортсмена».
Что касается конкретных деталей экстерьера, дизайнеры постарались сделать максимум, чтобы придать X4 агрессивный вид. Это и хищные воздухозаборники, и выштамповка по бокам, и узкие фары с прищуром, сведенные в одну линию с решеткой радиатора. И ведь получилось! Да, опять похоже на X6, ну а что делать?
Интерьер
Если снаружи X4 еще оставляет возможность порассуждать и поприглядываться, то внутри все почти полностью заимствовано у X3.
Единственное существенное отличие — низкие кресла, которые позволяют не упираться в потолок даже более или менее крупным пассажирам, как спереди, так и сзади. Спереди их опустили на 20 мм, а сзади аж на 28 мм. Но если макушкой до покатой крыши вряд ли кто дотянется, то комфорт для ног задних пассажиров остается под вопросом: тут и диван достаточно короткий, и расстояние до переднего кресла не так велико — здесь уже многое зависит от строения того или иного пассажира. Ну и сзади больше двух лучше не сажать.
Конечно, хуже, чем в «тройке», у X4 и обзорность. Как спереди, где мешаются массивные стойки, так и по понятным причинам в зеркало заднего вида.
Впрочем, на такие мелочи довольно быстро перестаешь обращать внимание. Тем более когда сидишь в удобнейших кожаных сиденьях с отличной боковой поддержкой, причем уже в базе. К эргономике салона не придерешься: удобно и интуитивно понятно, особенно порадовала сенсорная система управления iDrive, с помощью которой несложно разобраться во всех возможностях автомобиля.
Уже в базе у купе есть спортивный руль, камеры кругового обзора с парктрониками и система активного круиз-контроля (ACC) c функцией Stop & Go: за счет трех датчиков, которые постоянно отслеживают дорожную ситуацию впереди, автомобиль сам притормозит перед медленно двигающейся машиной, а затем, когда дорога будет свободна, вновь наберет заданную скорость. Правда, если остановка окажется дольше 3 секунд, водителю придется нажать на кнопку ACC или на педаль газа.
Впрочем, полезных опций, которые в базу не входят, так много, что к базовой цене без особых наворотов запросто можно нагрузить «допов» на полмиллиона, а то и больше.
В движении
Одно из преимуществ X4 перед своим главным и, по сути, пока единственным конкурентом Porsche Macan — унаследованная от «трешки» богатая палитра турбированных двигателей.
Если у Porsche в России их всего два (зато каких — 360 и 400 л.с.), то у «четверки» уже при выходе на рынок осенью прошлого года их было четыре. Весной добавился еще один, самый доступный xDrive20d с 2-литровым 190-сильным дизелем. Все моторы, за исключением базового xDrive20d, оснащаются 8-ступенчатым автоматом. Да и у самого доступного X4 за доплату его можно взять вместо механики.
К пяти базовым версиям недавно добавились еще четыре «продвинутые», которые начали собирать на заводе в Калининграде (по две M Sport и Exclusive). Помимо совсем другой опциональной начинки у одной из «эмок» будет и недоступный ранее 2-литровый 184-сильный бензиновый двигатель.
Впрочем, если вернуться к первым четырем опробованным модификациям, то стоит признать, что покупателей ждет нелегкий выбор. Все четыре мотора слегка отличаются друг от друга.
За рулем топовых агрегатов порой становилось просто страшно. Огромная мощь автомобиля, которую так хочется ощутить во время первой поездки, тут была настолько наглядной, что с тем же успехом, казалось, этот мотор можно и нужно ставить на истребитель.
Оставалось лишь кусать губы, что мы не на треке, а на обычной дороге, где разогнаться как следует просто не дадут. При этом машина насколько быстро, настолько и буднично набирает скорость, и довольно быстро происходит опасная штука: ее ощущение теряется. А вынужденный сброс до 80 км/ч после такого уже кажется вялым прозябанием в пробке.
У «младших» моторов мощность более сбалансирована и позволяет водителю реальнее оценивать ситуацию на дороге, а отличная управляемость — идеально ее чувствовать.
В спортивном режиме (а у некоторых модификаций есть еще и Sport+) автомобиль начинает «звучать», становится чуть жестче на колдобинах, а руль наливается тяжестью, но подруливать все равно приходится постоянно. Зато в режиме Comfort X4 аппетитно съедает все неровности, обеспечивая отличную плавность хода без раскачек. Режим Eco Pro в свою очередь позволяет сэкономить до 20% топлива, но включать его, если честно, совсем не хотелось.
Итоги
Несмотря на начинку и внешность от предшественников, у X4 все же оказалась своя индивидуальность. Созданный для эгоистов, он понравится тем, кому слишком скучен X3 и уже поднадоел вездесущий X6.
Но больше всего «четверка» нужна самому производителю — поддержание имиджа в сочетании с экспериментами в новых нишах сегмента кроссовера.
К тому же баварцы первыми из «большой тройки» бросили вызов Macan и, предлагая более широкую моторную гамму и более доступные цены (которые с момента появления модели на рынке по понятным причинам успели заметно подрасти), вполне способны бороться за победу в этой дуэли.
Да и в России, где в кризисные времена многие привыкли хранить деньги в лошадиных силах, «четверка» заинтересует многих. А что? Дорого, сердито и очень красиво.
Двигатель | Трансмиссия | Расход топлива | Разгон до 100 км/ч | Привод | Максимальная скорость, км/ч | Цена, руб. |
Дизель 2,0 (190 л.с.) | 6MT | 5,1 л (смешанный цикл) | 8,0 | Полный | 212 | 2 741 000 |
Бензиновый 2,0 (245 л.с.) | 8АТ | 7,0 л | 6,4 | Полный | 232 | 2 785 000 |
Дизель 3,0 (249 л.с.) | 8АТ | 5,7 л | 5,8 | Полный | 234 | 2 943 000 |
Бензиновый 3,0 (306 л.с.) | 8AT | 8,3 л | 5,5 | Полный | 247 | 2 993 000 |
Дизель 3,0 (313 л.с.) | 8АТ | 6,0 л | 5,2 | Полный | 247 | 3 197 000 |