Страстная любовь россиян к одному из самых успешных автомобилей в истории мирового автопрома угасла, и марке Ford придется сильно постараться, чтобы восстановить былые чувства. По итогам 2014 года продажи некогда бестселлера в нашей стране обрушились почти в два с половиной раза: с 67 142 автомобилей в 2013 году до 27 860 экземпляров в прошлом. А на днях стало известно, что российское предприятие Ford Sollers сокращает и даже, возможно, приостанавливает производство модели до середины мая. И это на фоне неизменного успеха на многих мировых рынках, в том числе и во взыскательной Европе, где Focus по итогам 2014 года оказался в первой десятке с результатом 222 834 единицы. На выход, вслед за General Motors?
Паниковать рано! Падение спроса из-за целого букета причин сыграло в приостановке конвейера во Всеволожске не последнюю роль. Но главное осталось за кадром — на предприятии полным ходом идет подготовка к запуску в производство рестайлингового Ford Focus, представленного на Женевском мотошоу и уже поступившего в продажу на европейских рынках. Россиянам живых автомобилей ждать еще долго: они появятся в третьей декаде 2015 года. Если появятся. Почему? Попробуем разобраться.
Экстерьер
Обновленный Focus — отличный пример качественного и грамотного подхода к рестайлингу. Сохранив узнаваемость и добавив несколько небольших штрихов, фордовские дизайнеры вдохнули в модель новую жизнь. Каких-либо существенных изменений автомобиль не претерпел. Платформа и основные кузовные панели остались прежними. Перекроенные передний и задний бамперы, хитроватый прищур головной оптики, изменение комбинации огней задних фонарей — и перед вами совсем иной автомобиль! Фокус, не иначе!
Радиаторная решетка а-ля Aston Martin DB9 вживую выглядит гораздо приятнее, чем на фотографиях. Ее можно критиковать, ненавидеть, ей можно гордиться или восхищаться — равнодушным точно никого не оставит. А это большая удача!
За радиаторной решеткой прячутся активные заслонки, самостоятельно регулирующие поток поступающего в подкапотное пространство воздуха.
За дополнительную плату покупателям, как и раньше, предложат биксеноновые фары. Одной из наиболее интересных опций обновленца стали автоматически выдвигающиеся пластиковые молдинги, защищающие кромки дверей от сколов при открытии.
Словом, внешность обновленного Focus оставляет исключительно приятные впечатления. Придраться в ней при всем желании попросту не к чему. Машина смотрится ладной и атлетичной в любом из трех типов кузова.
Интерьер
Изменения претерпело и убранство салона. Оказавшись за рулем фейслифтингового Focus, я невольно поймал себя на мысли, что этот автомобиль воспринимается как совершенно новый, хотя в действительности новшеств в нем не так и много.
Архитектура торпедо осталась прежней, да и простора внутри автомобиля не прибавилось. Он по-прежнему обволакивает водителя и пассажиров пухлыми дверными накладками, центральной консолью, все так же давит на седоков второго ряда круто нисходящей крышей и всеми силами дает понять, что втроем на заднем диване делать нечего. Но при этом внутри царит атмосфера домашнего уюта и комфорта.
Рулевое колесо (теперь с обогревом) утратило одну спицу, но от этого только выиграло — «баранка» имеет удобный хват и располагает полным набором кнопок адаптивного «круиза» и мультимедийной системы.
Последняя щеголяет опциональным 8-дюймовым цветным тачевым дисплеем, расположенным в верхней части центральной консоли. Мультимедийка SYNC 2 умеет все, о чем только можно мечтать: тут вам и русифицированная навигация, и всеядная музыкальная система, и возможность беспроводного соединения со смартфоном. А главное, ей можно управлять с помощью голосовых команд. Чертовски удобная штуковина!
Любопытно, что голосом можно изменять даже температуру подаваемого в салон воздуха! Блок климатической системы также изменился в лучшую сторону. Система стала по-вольвовски наглядной, с пиктограммой в виде человечка.
Не забыли интерьерщики и о жизненно важных мелочах в виде подлокотника с дополнительной розеткой 12V, USB-разъемом и слотом для карты памяти, регулируемых подстаканников на центральном тоннеле и кармашка для мелочовки под блоком климатической системы. Рукоятка стояночного тормоза максимально приблизилась к правой руке водителя — пользоваться ей стало намного удобнее.
В движении
Похорошевшие внешность и салон — серьезные козыри в борьбе за покупателя, но о них моментально забываешь, когда оказываешься за рулем фейслифтингового Focus. Эта модель и прежде радовала водителей отточенными ходовыми характеристиками, но теперь автомобиль заиграл новыми красками.
Не станем лукавить — на тест нам достались Focus, которые с большой долей вероятности в обозримом будущем по российским дорогам ездить не будут: хетчбэк, оснащенный 182-сильным 1,5-литровым наддувным движком EcoBoost в сочетании с 6-ступенчатой «механикой», и 150-сильный 2,0-литровый TDCI, тоже на «механике».
Бензиновая турбочетверка оставила исключительно приятные впечатления. Этот силовой агрегат выдает внушительные 240 Нм крутящего момента и обладает широкой полкой в диапазоне 1600–5000 об/мин.
Для рядового покупателя это означает низкий уровень шума в салоне (к слову, над «шумкой» также основательно поработали) и приемлемый расход топлива.
В режиме «тапка в пол» на андалусских серпантинах такой движок сжигал примерно 11 с хвостиком литров на 100 км. При нежном обращении с педалью газа потребление бензина вполне реально сократить до 8 л на сотню.
182-сильный Focus динамичен и азартен: первую сотню стрелка спидометра преодолевает всего за 8,6 секунды, а максималка уходит далеко за 200. Движок быстро раскручивается и радует уверенным подхватом с любой скорости. Единственная ложка дегтя — замедленный отклик электронной педали газа на нажатие, но к этой особенности быстро привыкаешь.
Что по-настоящему удивляет и радует, так это настройки шасси. В этом компоненте Focus не просто вплотную приблизился к законодателю мод С-сегмента Volkswagen Golf, но и субъективно даже превзошел своего конкурента. Для этого потребовалось всего лишь немного доработать тележку: увеличить жесткость сайлент-блоков и рычага передней подвески, сменить амортизаторы, а заодно чуточку перенастроить электроусилитель руля. В результате автомобиль стал невероятно отзывчивым, комфортным и прогнозируемым на любом покрытии.
А главное, он не позволяет заскучать. Несмотря на наличие системы предупреждения заносов (система ESP умеет предугадывать поведение машины), заднюю ось Focus легко можно пустить в скольжение. Избыточная поворачиваемость дает ту самую перчинку, которой так недостает нейтрально-пресному VW Golf. На шинах Continental ContiSportContact размерности 215/50 R17 автомобиль резко закидывает «корму» под сброс газа, но никакого дискомфорта это не доставляет — машина всегда максимально предсказуема и прозрачна.
Не менее интересен и 150-сильный турбодизельный универсал. Он немного тяжелее на подъем (9,0 секунде до 100 км/ч), но, учитывая 1553 кг снаряженной массы против 1250 у «хетча», едет автомобиль более чем достойно. Полка максимального крутящего момента у него уже, чем у бензинового собрата (2000–3250 об/мин), зато эта модификация чрезвычайно экономична и практична: при желании расход топлива вполне реально опустить до пяти литров на сотню, а грузовые возможности придутся по вкусу любителям дачной романтики.
Эпилог
Интересный вырисовывается автомобиль, не правда ли? А это еще не все: европейские Focus оснащаются немыслимым набором всевозможных электронных помощников и систем: есть Start-Stop, адаптивный круиз-контроль, система считывания дорожных знаков, слежения за полосой движения, контроля мертвых зон, автопарковщик, умеющий парковать машину не только параллельно, но и перпендикулярно, система превентивного торможения Active City Stop, система предотвращения фронтальных столкновений и прочие чуть более приземленные и привычные штуки…
Но пора спуститься с небес на землю! Пока все говорит о том, что прежней любви к Focus уже не случится.
Красивую новую обертку россияне, конечно же, получат, вот только внутри ее в абсолютном большинстве случаев окажется совсем другая начинка — скупая на опции, с дохлым старинным «атмосферником» и испорченным лифтовкой в угоду российским реалиям шасси…
И этому есть вполне банальное и приземленное объяснение: на данный момент минимальный взнос за членство в российском клубе обладателей Ford Focus начинается более чем со нескромной суммы 775 тыс. руб. (речь идет о предыдущей «голой» модификации с 85-сильным моторчиком на «палке»). Думается, на сегодня этим сказано все.