Изначально наш амбициозный план состоял в том, чтобы добраться «своим ходом» аж до Нидерландов. Но когда подсчеты дали понять, что при покинувшем родную галактику рубле и ценах на топливо в Европе даже на гибридном Prius дорога туда и обратно нанесет непоправимый урон семейному бюджету, маршрут путешествия был скорректирован. Новой точкой назначения стал Вильнюс. Оставалось только решить, на какой машине отправиться в кризисный «роад-трип». Компактный, легкий, полноприводный, но экономичный — примерно таким был набор минимальных требований. Ах да, забыл еще одно важное условие: машина должна быть комфортной. Ну и еще, понимая, что сам Вильнюс зимой может не произвести на нас особого впечатления, хотелось, чтобы хоть от самого процесса поездки можно было получить какое-то удовольствие.
На первый взгляд выбор казался неоднозначным, но, так или иначе, мы получили ключи от Mercedes CLA 250 4Matic, закинули в него багаж и проложили в навигаторе маршрут из Москвы до отеля в столице Литвы.
Выезжаем еще до восхода солнца. Впереди — почти тысяча километров пути, которые решено преодолеть одним махом, с остановками только на перекуры и заправку. В предрассветном полумраке начинаем осваивается в утонченно подсвеченном салоне, где проведем значительную часть нашего короткого отпуска. Интерьер CLA — один в один как у других представителей линейки A-Class. Но вот посадка тут достаточно низкая — чувствуешь себя практически как в спорткаре. И это немного настораживает, учитывая протяженность запланированного пробега. Но первые ощущения выше всяких похвал! Кресла — жесткие, с развитой боковой поддержкой, интегрированными подголовниками и четырехступенчатой поясничной поддержкой. Рулевое колесо имеет «правильный» прямой угол наклона, что опять же работает на создание ощущения нахождения в спортивном автомобиле. И что самое удивительное, водителю и впереди сидящему пассажиру, пока они не поправились на убийственно калорийных литовских цеппелинах, в CLA нисколько не тесно.
Правда, несмотря на традиционную «мерседесовскую» роскошь в материалах отделки, в CLA отделка все же не такая дорогая, как в старших моделях, а пара-тройка ее элементов склонны к поскрипываниям.
А еще досадно, что даже в Mercedes мультимедийная система может наотрез отказать вам в желании подключить к ней свой смартфон. Хорошо, что выяснили мы это, как только получили машину. И поскольку AUX-выхода в CLA не оказалось, нам пришлось прихватить в путешествие запылившиеся за последние пару лет на полках CD-диски. Зато аудиосистема восхитительна: в одном из самых «бюджетных» Mercedes установлено, прямо скажем, недешевое стерео от Harman Kardon.
Пока не рассвело, еду не слишком быстро, проверяя, на что способен двухлитровый турбомотор в плане экономии топлива. И вот что получается: на скорости около 110 км/ч он потребляет 7,3 л на 100 км. Это выше заявленных производителем 5,4 л, но были и отягчающие обстоятельства — морозы держались на уровне –10°C и в России, и в Белоруссии.
Останавливаемся на заправке, чтобы пополнить бак, выпить кофе, ну и рассмотреть наконец машину уже при свете дня. Стоит начать с того, что создатели называют CLA четырехдверным купе. Звучит так же странно, как трехсторонний скотч или пятиугольный треугольник. Но автомобиль, формально являющийся компактным седаном, и действительно выглядит как купе. Эффект создается за счет сливающихся с боковыми окнами центральных стоек и ниспадающей к багажнику линии крыши.
Он великолепен: какое-то единство спокойствия и агрессивности. Грациозные плавные боковые линии кузова неожиданно хорошо сочетаются с хищным оскалом острых углов переднего бампера и холодно блестящими (правда, не в нашей версии) бриллиантами фальшрадиаторной решетки. Только корма седана вышла уж слишком напыщенной, хотя и весьма оригинальной. Глядя на CLA сзади, интуитивно хочется уменьшить в размере «лепестки» фонарей. В остальном же глаз не требует никаких доработок экстерьера.
Одной лишь красоты может быть достаточно для успешности женщине, машина же только на «красивых глазах» далеко не уедет. Поэтому кузов CLA еще неправдоподобно обтекаем. Коэффициент лобового сопротивления седана равен 0,23, что делает этот автомобиль самым аэродинамичным из всех серийно производимых сегодня.
Вернувшись на трассу, переходим к изучению другого сопротивления — дорожным неровностям. Кто-то говорит, что у CLA слишком жесткая подвеска? Для загородной автомобильной прогулки канцлера Ангелы Меркель — может быть, но по мне так вполне терпимо. Подвеска тут действительно более зажатая по сравнению с другими представителями A-Class. Но есть компромиссы: при покупке седана можно выбрать подвеску с настройками Comfort или Sport, как на нашем тестовом авто.
Никаких ощутимых кренов кузова нет и в помине, так что входить в поворот можно с относительным комфортом практически на любой скорости, в зависимости от степени безумия и неопытности водителя. Боковая раскачка? Владельцы CLA способны ощутить ее только во время хождения под парусом.
Спустя пару часов езды в размеренном темпе гипотетическая возможность застрять на таможне и добраться до точки назначения уже поздней ночью заставляет поднажать на газ. Ускорение с отметки 100 км/ч, впрочем как и со старта, достаточно резвое. По ощущениям, 211-сильный двигатель с 350 Нм крутящего момента, установленный на таком легком автомобиле, мог бы доставить и большее веселье. Что касается коробки, то для 7-ступенчатого «робота» с двумя сцеплениями интенсивный набор скорости с педалью в пол не проблема: коробка, не успеваешь заметить, включает пониженную передачу, а при достижении стрелки тахометра красной зоны молниеносно переключается вверх.
Спустя 13 часов после старта мы паркуемся у отеля в Вильнюсе и разгружаемся.
Уж во время поездок по литовской столице стали видны слабые места 7-диапазонного преселективного «робота», который в городском режиме работает задумчиво, с толчками и вибрациями на низких скоростях. Да и вообще на светофорах с этим «роботом» трудно договориться: то он срывает машину с места пулей, когда вовсе не ждешь этого, то зависает, когда, наоборот, хочешь тронуться более динамично.
Что касается экономичности, то в городских условиях за дело берется система ECO Start/Stop. Правда, понять алгоритм ее работы так и не удалось. В том смысле, что в активированном режиме система глушит двигатель при остановке автомобиля только иногда.
Вильнюс встречал туристов снегопадами, но мы на CLA с полным приводом были готовы к таким обстоятельствам. Седан оснащается самым простым вариантом полного привода в сравнении со старшими моделями марки. Когда сцепление колес с дорогой хорошее, крутящий момент передается исключительно на передние колеса, но при проскальзывании многодисковая муфта начинает передавать момент и на заднюю ось. При стечении определенных обстоятельств на задние колеса может уйти даже 100% крутящего момента, но в реальной жизни такие обстоятельства весьма маловероятны.
В целом движение в таких метеоусловиях на CLA очень комфортно: даже когда седан начинает заносить, его дальнейшее поведение всегда предсказуемо. Но если говорить о развлечениях, то это — скольжение всеми колесами боком, для чего параметры и настройки 4Matic подходят как нельзя лучше.
В отличие от классических «мерсов», где момент всегда передается на все четыре колеса, а снос передней оси фактически невозможен, у переднеприводного CLA по умолчанию при резких поворотах руля это происходит постоянно. Правда, вовремя подключающиеся задние колеса позволяют не улететь с дороги.
Спустя несколько дней, «надрифтовавшись» на безлюдных вильнюсских площадях, мы возвращаемся домой.
Обратная дорога показала несколько другие цифры расхода топлива — уже 6,7 л на сотню: воздух прогревался примерно до 0°C во всех трех странах. Наверняка по весне CLA способен умерить свой аппетит еще на пол-литра.
Тут вспоминается недавний доклад бельгийской экологической организации Transport & Environment, согласно которому, разрыв между официальными данными Mercedes о расходе топлива у той или иной модели разнится с реальными показателями почти на 40%. Более того, компания, как оказалось, лидирует среди других автопроизводителей по этому показателю. Впрочем, и немцев понять можно: для покупателей машин премиум-класса расход топлива отнюдь не самый важный критерий. Тем не менее можно определенно утверждать, что CLA 250 заявление бельгийских экспертов опровергает.
Из других достоинств автомобиля, о которых я пока не упомянул, но которые были ощутимым подспорьем в путешествии, — всевозможные системы безопасности и электронные помощники. Седан, как все-таки и положено автомобилю с трехлучевой звездой, просто забит электроникой: тут есть активный круиз-контроль, система мониторинга слепых зон, система предупреждения о съезде с полосы и активного удержания машины в ней, контроль усталости водителя, система предупреждения столкновений и экстренного торможения.
Столица Литвы нам, как и ожидалось, не понравилась. С туристической точки зрения тому есть разные причины, тем приятнее, что выбор «правильного» автомобиля для путешествия оправдал себя на 200% — машина оказалась не только экономичной, комфортной и неплохо управляющейся, но и способной превратить заунывную поездку из одной точки в другую в отличное путешествие.
Я до последнего пытался избежать разговора о стоимости CLA. Потому что только она и разочаровывает...
Когда модель впервые появилась на российском рынке, то в переднеприводной версии стоила менее 1,3 млн руб. — это было примерно на 150 тыс. дешевле, чем C-Class. И это было логично, и это было относительно недорого. Кризис спутал все карты: ценник на CLA вырос до минимальных 1720 тыс. руб., притом что за более ходовой C-Class производитель просит сегодня на несколько десятков тысяч меньше. Что касается CLA 250, то за него придется выложить уже более 2 млн руб. И в эту сумму не входят ни кожаный салон, ни панорамная крыша, ни многие другие приятные опции. Но что-то подсказывает, что «звезда» CLA не должна померкнуть в кризис.