Со снегом в последние годы творится что-то непонятное. Жалобы на лысые альпийский склоны стали привычными еще по итогам рождественско-новогоднего сезона 2012–2013-х годов. В прошлом сезоне мои друзья зря просидели несколько дней в шведском Оре (снег был, но не столько, сколько хотелось этим фанатам межелочного катания), так что на сей раз они решили ехать как можно дальше, пренебрегая тем простым фактом, что никаких, тем более высоких, гор в Северном Заполярье нет. Ну, если не считать Аляску, но до нее «на резиновом колесе» точно не доедешь.
Финальной точкой маршрута был избран Леви — финский горнолыжный курорт. Честно говоря, сочетание трех слов, которыми закончилось прошлое предложение, повергает меня в гомерический хохот, но, памятуя давнюю истину про «сам погибай…», я решил: а почему бы, собственно, и нет. Тем более что у друзей наметились транспортные проблемы, а чем, как не пикапом, их и надобно решать?
Итак, условия задачи: пятеро взрослых, включая водителя, четыре сноуборда и две пары лыж, в качестве бонуса — гитара, куча личных (и в случае с двумя имеющимися в наличии девушками — явно лишних) вещей и запас продуктов, которого, кажется, должно хватить до всемирного торжества глобального потепления и начала серферского сезона в финском Заполярье.
«Пустяки», — подумал я, откидывая задний борт и толкая вперед, к кабине, прикрывающую кузов рольштору. Ближайшее будущее показало, как я ошибся.
Внутренние размеры кузова «Хайлакса» — 1560х1520х470 мм. Казалось, этого более чем достаточно, так что особенным укладыванием и упихиванием можно не заниматься. Но нет, стоило расположить по диагонали две пары лыж, припорошить все это чемоданами-рюкзаками, присовокупить пять пар горнолыжно-сноубордических ботинок — и стало понятно, что консервными банками придется заполнять все имеющиеся пустоты. А ведь есть еще и множество других продуктов!
Кузов, кстати, сразу проявил себя не лучшим образом. Голый металл моментально стал коварно скользким и вдобавок немедленно начал покрываться царапинами.
Что, впрочем, неудивительно: лакокрасочное покрытие, которое так нарядно смотрится на бортах, совершенно не приспособлено для того, чтобы переносить тяжести и лишения погрузочно-разгрузочных мероприятий. Однако перемещаться по кузову было страшно не только из-за боязни нанести урон краске. Все время казалось, что вот сейчас опорная нога соскользнет, и… Край борта — вот он, уже караулит ребра, позвоночник и голову — что попадется первым.
Но в конце концов погрузка была завершена, лишенные креплений сноуборды заняли место наверху продуктово-вещевого «пирога», пришло время закрывать кузов. Тут-то и выяснилось, что передний «фронт» рольшторы (оговорюсь сразу: ее сделали не в «Тойоте») имеет весьма неприятную коробчатую форму.
То есть даже если поклажа комфортно умещается под направляющими «крыши», это еще не значит, что ее вот так просто удастся закрыть.
А проминать упакованное перед закрытием, залезая в кузов… Ну, можете себе представить, какое это удовольствие. Сравниться с ним может разве что процесс размещения трех вроде бы компактных, но при этом все же взрослых людей на диване. В компании гитары и некоторых «просто необходимых» в дороге вещей. Все 1100 км туда и столько же обратно я пытался понять, как им удалось уместиться в пространстве, которое лично мне никогда обширным не казалось. Однако факт остается фактом: просьб «выйти размяться», «поменяться местами» или «поскорее доехать» я не слышал ни разу.
Ассортимент пожеланий с галерки ограничился прошениями сделать «потише-погромче» и «потеплее». Второе особенно понятно: пытаясь взбодриться в дальней дороге, я нередко делал «попрохладней», что обитателям второго ряда нравилось, мягко говоря, не всегда. И по мере приближения Северного полюса — все меньше. В принципе, этим проблемы практически исчерпывались. Открывание-закрывание все той же рольшторы на границах не в счет.
Hilux оказался достаточно комфортабельным, в меру прожорливым и в целом очень даже приятным автомобилем-дальнобойщиком.
Пятой передачи при крейсерской скорости около 100 км/ч (в зависимости от ограничений на конкретном участке маршрута) оказалось вполне достаточно, чтобы шум от дизеля окончательно слился с фоном, а «белая» дорога фактически свела на нет возможные проблемы с вибрацией неподрессоренных масс.
Будучи в нормальных условиях заднеприводным, пикап, правда, не очень-то охотно ехал прямо. Однажды у меня даже возникло ощущение, что из тысячи километров на север я ни одного не проехал без дрифта, однако длинная база и вполне вменяемая обратная связь по рулю позволяли не обращать внимания на склонность пикапа к «пауэрслайдам».
В конце концов, если вдруг «пахло керосином», в дело довольно споро вмешивалась система стабилизации, так что даже новичок вряд ли доездится до разворотов и кюветов.
Единственное, что действительно действовало на нервы, — это подлокотник, отформованный на внутренней обивке водительской двери. В городе я и не думал обращать на него внимание, но когда левый локоть в течение многих часов массирует жесткий пластик… О-о-о! Это настоящая кит…(в смысле — японская) пытка. Приходилось выдумывать невиданные доселе позы, благо электрорегулировки сиденья (еще одна вещь, которую я недооценивал в городе) эту «водительскую Камасутру» многократно упрощают.
С мультимедийной системой проблем не возникло вовсе. Со всеми имеющимися на борту гаджетами «голова» подружилась без проблем, звуковое сопровождение пассажирских кинофильмов и музыка звучали вполне сносно, а венчающий центральную консоль экран без проблем можно или приглушить, или выключить вовсе. Это, кстати, сводит на нет единственную претензию к экрану: очень уж явно он отражается в ветровом стекле. Впрочем, если водитель ниже 180 см, он этого даже не заметит.
В общем, если подводить итоги, эксперимент по доставке пассажиров и груза в районы, заметно более северные, чем резиденция Йоулупукки, можно признать успешным. Более того, ни один (даже самый полноразмерный) внедорожник не справился бы с такой задачей — во всяком случае, без применения прицепов, боксов или других «дополнительных объемов». Стоимость доставки по маршруту Санкт-Петербург (именно там живут большинство участников «экспедиции») – Леви – Санкт-Петербург даже при финской цене на топливо в пересчете на человека оказалась неприлично низкой — 44 евро с человека. Да и для единственного водителя поездка выдалась не особенно утомительной.
Готов ли я повторить этот эксперимент? Безусловно, да. Всецело ли я им удовлетворен? Нет. Одной из целей поездки было проверить Hilux на холодные и экстремально холодные запуски. Не случилось: температура гуляла в районе 3–9 градусов ниже нуля. По тамошним меркам — почти жара…
Расходы в течение второго месяца эксплуатации:
Пробег: 2444 км
Измеренный средний расход топлива: 10,48 л/100 км
Мойка: 1700 ₽
Жидкость в бачок омывателя: 200 ₽
Дизельное топливо: 16 787,55 ₽
Итого: 18 687,55 ₽
Стоимость эксплуатации в месяц: 7,65 ₽/км
Итого с начала теста: 31 791 ₽
Стоимость эксплуатации: 5,20 ₽/км