Предложение заняться дайвингом в Баренцевом море застало меня врасплох. Отказываться было глупо, слишком уж «правильная» подобралась компания, да и осеннее Заполярье — это просто сказка. Точнее, уникальная пауза между надоедливыми насекомыми и льдом со снегом. Но вслед за согласием возникла транспортная проблема: 6-градусная вода требует применения «сухого» костюма, да и остальное снаряжение я предпочитаю собственное, в результате сумка со всем необходимым по размеру оказалась как хоккейно-вратарская.
Ехать нужно было на бывшую базу подводных лодок, в Лиинахамари, от мурманского аэропорта это больше 100 км, так что идею с самолетом отмели сразу. Поезд отпал по той же причине. Оставался только автомобиль, но тут пришлось задуматься о человеческом факторе. Чтобы оптимизировать расходы, вся компания разбилась на тройки, а я тут же подумал, что было бы правильно попросить «на тест» что-нибудь вместительное и, может быть, даже однообъемное.
Идея перевозить трех дайверов «с приданым» на Mazda CX-5 казалась утопией. Кроссовер этот хоть и не совсем маленький и прекрасно справляется с перемещением одного меня на ближние и относительно дальние расстояния, но чтобы троих взрослых, да с такой поклажей… Все-таки 403 л багажного объема — это, мягко говоря, немного. Конечно, этот объем можно увеличить до 1,5 куб. м (у CX-5 очень удобные ручки складывания спинки дивана), но тогда бы пришлось оставить в Петербурге доктора Лешу — отличного парня и моего напарника. В общем, не вариант.
В итоге я решил рискнуть (в конце концов, длительный тест обязывает), справедливо рассудив, что наша национальная смекалка что-нибудь да подскажет. Не пришлось.
Огромные сумки пусть и не вольготно, но все же разместились в багажнике, оставив в Лешином распоряжении весь второй ряд.
От Петербурга до Лиинахамари около 1,5 тыс. км, большая часть которых приходится на трассу М18. Дорога, надо сказать, приятно удивила. Годы нашей разлуки явно пошли этой трассе на пользу: качество асфальта почти на всей протяженности отличное, а отдельные ремонтируемые участки особенных неприятностей не доставляют. Единственная проблема — недостаток полос. На большей части М18 их всего две, так что любой попутный грузовик превращается в раздражающий фактор.
А что Mazda? Опасения вызывала конструкция водительского сиденья: подушка казалась слишком короткой; в городе на это было плевать, а вот если придется провести за рулем больше десяти часов… Зря боялся: в дальней дороге тело чувствует себя комфортно, браво, ортопеды!
Отдельное спасибо конструкторам напольной педали акселератора: можно менять положение правой ноги без ущерба для удобства и безопасности.
В ночное время я убирал яркость приборов до минимума и поругивал экран мультимедийной системы: он категорически не желал уменьшать световой поток в ответ на вращение тоненькой ручки в комбинации приборов. Конечно, в меню «Мультимедиа» есть собственная регулировка яркости, но это ж надо копаться… В итоге проблему удалось решить переключением режима «День/ночь» в положение «Авто». Он вроде и без меня был включен, но по-настоящему заработал только после повторного включения.
Бортовая навигация в целом адекватна, но по большому счету бесполезна. Заблудиться на трассе могут только бесконечно талантливые люди, а информации о камерах фиксации нарушений и скоростном режиме на картах заводского «том-тома» нет. Зато в наличии два 12-вольтовых гнезда: хватит и телефонам с планшетами, и радар-детектору, а многочисленные провода без проблем размещаются среди обводов салона, не докучая седокам.
Единственный повод для ссоры обитателей передней части салона — один подстаканник. Его уникальность покажется особенно странной, если вспомнить, что главным для Mazda является рынок США. Или американцы уже перестали потреблять фастфуд за рулем?
Меж тем на горизонте Мурманск. 175-сильный мотор позволил уверенно прорваться сквозь строй грузовиков, хотя из-за рваного темпа расход топлива подскочил с «подпитерских» 7 л до 8 с хвостиком. Но запас хода все равно остался приличным, около 700 км, что весьма неплохо для полностью загруженной машины в условиях дефицита вызывающих доверие заправок.
Проверив бортовую навигацию в мурманских условиях (смартфон однозначно лучше, потому что наличие трафика важнее краткости маршрута) и сфотографировавшись с «Алешей» — главным местным памятником, — отправляемся в сторону норвежской границы. И вот уже блестят зеркалами среди окрашенных осенью сопок небольшие озера… Красота! Но мы среди этих пейзажей не задерживаемся, а едем мимо установленного в Печенге белого танка (символ Второй мировой, в результате которой финский Петсамо и сменил название) в погранзону. Здесь действует пропускной режим, но въехать могут даже иностранцы, главное, чтобы было приглашение от турфирмы или дайв-центра.
И вот мы в Лиинахамари. По виду это почти Припять, но без радиации: те же брошенные дома, теряющий бетонную плоть памятник Ленину и истлевающая советская действительность. На которую стоит посмотреть, даже если нырять вы не собираетесь. Ну а если соберетесь, Баренцево море встретит изобилием гребешка (его нужно есть свежим) и многочисленными затонувшими объектами в диапазоне от самолетов до подводных лодок.
Расходы с начала теста
Пробег: 6007 км
Средняя скорость: 42 км/ч
Расход топлива по борткомпьютеру: 9,0 л/100 км
Измеренный средний расход топлива: 8,87 л/100 км
Мойка: 1979 ₽
Бензин АИ-95: 9618,69 ₽
Итого: 11 597,69 ₽