Впрочем, говорить о триумфальном возвращении к истокам кевлара пока рано — дороговизна не позволяет широко применять его для изготовления корда. Однако кевларовые волокна все чаще начинают использовать как средство повышения прочности боковины шин. Новые модели таких «пуленепробиваемых» покрышек показала недавно финская Nokian.
В сезоне-2015 автолюбителям будут предложены две новые шины Nokian c характерным значком на боковине — стилизованным изобретением бронежилета. Это Nokian Hakka Blue SUV и Nokian Hakka Black SUV, предназначенные для кроссоверов и внедорожников.
Стремление финнов к увеличению прочности покрышек не случайно: Nokian достаточно небольшая, по меркам шинной промышленности, компания и российский рынок для нее один из самых важных, а основная характеристика отечественных дорог — это их плохое качество. В то время как в случае попадания традиционной шины с мягкой боковиной в яму или выбоину на большой скорости высок шанс пореза, разбортировки, повреждения диска и потери управляемости, новинки от Nokian призваны повысить шансы водителя сохранить контроль над автомобилем.
Достигнуто это с помощью технологии Nokian Aramid Sidewall. Она предусматривает использование арамидного волокна в смеси, из которой выполнены не только бортовое кольцо и бор, но и вся боковина шины. Это делает ее более прочной, усиливает устойчивость к неожиданным ударам и порезам. Помимо повышения прочности боковины за счет изменения состава смеси, была повышена ходимость покрышки.
Впрочем, точных цифр хозяева из Nokian назвать не смогли, оговорившись, что этот показатель очень сильно зависит от многих факторов — автомобиля, нагрузки, стиля езды и условий использования. Другое конструкторское новшество — удалители камней. Своеобразные «наросты» точно просчитанной формы, размещенные в главных канавках протектора, предотвращают застревание посторонних предметов в его рисунке. Это не только позволяет обезопасить шину от повреждений, но и снижает вероятность вылета камня из-под вашего колеса в стекло соседа по потоку.
Поскольку во время ознакомительного теста экстремальная проверка покрышки, выполненной по технологии Nokian Aramid Sidewall, на прочность не предполагалась, пришлось довериться презентации.
На видео с испытательного полигона кроссовер на скорости 60 км/ч без малейшего ущерба для шины и диска пролетал по типичному для российских дорог «огрызку», какие частенько оставляют дорожники вокруг люков или просто при точечном ремонте.
Впечатляющий эксперимент повторить в окрестностях финского Порво нам не довелось. Постаравшись провести презентацию своих покрышек в условиях, максимально приближенных к «боевым», финны несильно преуспели. Уж больно хороши дороги Суоми, жестоки скоростные ограничения и безопасно лесное внедорожье.
Впрочем, даже такая легкая имитация сложностей, с которыми может довестись столкнуться новому поколению Hakka в России, позволила получить представление о качествах новинок. Самое яркое из них — небывалая тишина. Шину Nokian Hakka Blue SUV мы тестировали на кроссовере Volvo XC60 с дизельным двигателем и АКПП. Выкатившись на трассу, сразу же отметили, что все сказанное о новом составе резиновой смеси Blue Coral Silica и рисунке протектора в части снижения шумности ниже 70 децибел — чистая правда.
Hakka Blue SUV — изумительно тихая шина: чтобы услышать хоть какой-то звук, нам пришлось ехать с открытыми окнами. Остальное же время мы наслаждались тихим тарахтением вольвовского дизеля и периодическими подвываниями трансмиссии, которая забывала переключаться при карабканье в горку. Благодарить за это следует набор полусферических полостей, по своему виду напоминающий профиль мяча для гольфа.
Эта инновация инженеров Nokian получила название Silent Groove Design. Именно она снижает уровень шума внутри салона и уменьшает внешний шум шин во время движения. Кроме того, она снижает сопротивление воздуха и способствует охлаждению поверхности покрышки, что, в свою очередь, улучшает износостойкость.
Специально подобранное сочетание устойчивых шашек переменной величины, канавок и ламелей различной ширины придает протектору жесткость и гибкость одновременно. Это позволяет сохранять контроль над автомобилем. Кроме того, как уверяют в Nokian, существенно улучшается топливная эффективность. Несколько других инноваций обеспечивают дополнительную безопасность при вождении в дождливую погоду.
Пулевидные канавки Trumpet Grooves накапливают воду из пятна контакта шины с дорогой, ускоряют отвод воды из главных канавок к поперечным и максимизируют сцепление даже на мокрых от дождя дорогах. На продольных ребрах в центральной зоне протектора расположены глубокие диагональные канавки Hydro Grooves.
Канавки Hydro Grooves открыты с одной стороны и стабилизируют управляемость, эффективно предотвращая аквапланирование, собирая воду и направляя ее в продольные канавки.
Более точно судить об управляемости Hakka Blue можно будет говорить после полноценных испытаний, но создатели заявляют, что, покрышка будет очень хорошо работать в сложных климатических условиях.
Оказавшись в лесу, через который проходит часть специальной раллийной трассы, мы меняем наш Volvo на Mercedes-Benz ML 350 Bluetec. На дисках премиального «американского немца» другая новинка — Nokian Hakka Black.
Как и своя «голубая версия», Hakka Black так же несет на своем борту значок бронежилета и в ее боковинах использовано арамидное волокно. Отличия от Hakka Blue больше лежат в сфере применения. Nokian Hakka Black SUV предназначена для самых больших внедорожников. Она будет представлена в 26 типоразмерах начиная с 17 и заканчивая 22 дюймами с индексами скорости V (240 км/ч), W (270 км/ч) и Y (300 км/ч).
Как заявляют в Nokian, новинка может похвастать большей прочностью, обеспечивает лучшую управляемость и безопасность на скользких от дождя дорогах.
К сожалению, полностью проверить это мы не смогли, и виной тому — желеобразный характер нашей «эмэльки». С таким же успехом на нее можно было установить гоночные слики и выпустить на идеальный трек — ощущения от работы шин полностью забивались жуткой работой мерседесовской подвески и рулевого управления. Кое-как удалось почувствовать, что покрышка все-таки очень неплохо держит дорогу на траектории и при торможении, и она чуть более шумна, чем Hakka Blue SUV.
Технологически Hakka Blue SUV воплощает в себе все тот же набор технологий, что и Hakka Blue SU, но имеет ряд отличий, придающих шине более «спортивный» характер. В первую очередь это перьевые канавки. Благодаря им обеспечивается безопасность на мокрых дорогах. Они агрессивно прорезаются через ребра в центральной зоне, эффективно аккумулируя и направляя воду в продольные канавки.
Технология расширенных канавок Trumpet grooves применена в области плечевых зон в целях повышения безопасности. Полости Trumpet grooves оптимизированы для прокачивания потока воды, вместе с четырьмя широкими полированными главными канавками они аккумулируют воду из пятна контакта шины с дорогой, ускоряют отток воды и улучшают сцепление на мокрых дорогах.
К счастью, к концу теста нам удалось избавиться от нашего «желе» с трехлучевой звездой на капоте и сменить ML на Touareg — вот на нем-то Hakka Black SUV раскрылась значительно лучше. На мокром покрытии и в поворотах трека стало очевидно, что широкие массивные ребра протектора делают его менее подверженным деформациям и уменьшают движение шашек рисунка во время контакта с дорогой, позволяя ввинчивать тяжелый кроссовер в поворот с минимумом усилий.
Краткое знакомство с новинками Nokian стало очередным подтверждением банальных истин — хороший автомобиль начинается с шин, а делать такие в Nokian не разучились. Вопрос же о том, во что обойдется ощущение драйва с отличной безопасностью, пока остался без ответа — цены на новинки будут объявлены ближе к весне.