Вот бывает между людьми так, что человек, не особенно понравившийся вам при первом знакомстве, в другое время и в другом месте оказывается преприятнейшим собеседником, интересной личностью и вообще душой компании. И вот уже спустя час-другой вы сами удивляетесь, отчего первое знакомство вышло таким неудачным, и сожалеете, что много потеряли, не водя с ним дружбы. Так и с автомобилями. Во всяком случае с Citroën С4 Sedan у меня получилось именно так.
Познакомились мы на дорогах Псковщины, когда он только выходил на наш рынок. Первое впечатление — неплохо, но не «звезда». Так, еще одна «бюджетная иномарка» для развивающихся рынков. Разве что с обоснованной претензией на французский шарм в дизайне и эстетическое преимущество над сонмом менее ярких собратьев по сегменту. Ни динамикой, ни каким-то небывалым драйвом этот по имени — француз, по происхождению — китаец, а по прописке — россиянин не потряс. Однако по сравнению с другими авто Citroën С4 показался значительно ближе к понятию «европейский автомобиль».
От Европы С4 досталась прежде всего яркая и даже чуть-чуть экстравагантная внешность, заставившая нас предположить, что привлечет он прежде всего дам, людей со средним достатком и жителей провинции. Как оказалось, наши предположения стали верны лишь отчасти. Но об этом чуть позже.
При всем положительном впечатлении автомобиль тогда, что называется, «не зацепил», и поиск достоинств и недостатков прошел без ярких откровений. И вот еще один шанс взглянуть на старого знакомца в новой обстановке.
Поводом для второго свидания с С4 седан в степях под Астраханью стал вывод на российский рынок двух новых комплектаций.
Произошло это не от какой-то особой заботы маркетологов об автолюбителях, а по все той же причине — падению спроса на новые авто. Если для премиум- и люкс-сегментов ситуация пока не выглядит трагично, то для бюджетных моделей нынешний кризис продаж как нож в спину и серп по причинному месту. Каждый автопроизводитель держится на плаву как может. В Citroën решили потрясти перед покупателем новым набором «свистулек и погремушек» или, выражаясь официально, показать автомобили с новыми опциями и в новых комплектациях.
К прежним Dynamique, Tendance, Exclusive и Exclusive+ добавились Optimum и Lounge. Их появление и есть тот самый продукт маркетологической мысли, должный заставить расчетливого потребителя мужского пола, лет сорока, с месячным доходом около 60 тыс. руб., не только еще сильнее вожделеть иномарку калужской сборки, но и предпочесть богатое оснащение с относительно небольшой переплатой «голому» варианту С4 седан.
Обе комплектации, или, как их называют в самой компании, «специальные серии», предлагаются для всех вариантов трансмиссии (VTi 115 с МКПП; VTi 120 с АКПП и THP 150 с АКПП-6).
Набор опций в них сформирован таким образом, что, пусть и выкладывая бóльшую сумму, чем, скажем, за Tendance или Exclusive, покупатель получает комплектацию, аналогичную Exclusive и Exclusive+, выгадывая от 28 тыс. до 38 тыс. руб. в зависимости от версии.
Как это возможно? Давайте разбираться.
В результате всех маркетологически-конструкторских манипуляций максимальная цена авто выросла с 889 тыс., которые просили за Exclusive+, до 901 тыс., в которую обойдется Lounge со 150-сильным турбированным двигателем. Но зато в ней будет практически все, и даже опциональная для остальных версий система курсовой устойчивости. Самая же дешевая «специальная версия» Optimum, установленная на 115-сильный вариант авто, по набору опций и оборудования будет близка к комплектации Tendance и по цене будет чуть дороже — 699 тыс.
Но, переплатив за Optimum всего 12 тыс. руб., клиент Citroën получит датчики парковки в заднем бампере, электрические складывающиеся зеркала заднего вида, хромированную вставочку на заднем бампере, cветодиодную подсветку околодверного пространства в зеркалах заднего вида; диодные задние фонари и передние ходовые огни, а также двухзонный климат-контроль с выбором интенсивности подачи воздуха. В результате экономия должна составить 28 тыс. руб.
Оснащение версии Lounge еще богаче, но полностью она доступна в версиях VTi120 и ТHP150 на «автомате». Тут клиент получает и комбинированную отделку сидений, и доступ в салон, и запуск двигателя без ключа; и поворачивающиеся на 15˚ биксеноновые фары с омывателями; и, что наиболее привлекательно, более богатый набор электронных ассистентов. В него входит система стабилизации курсовой устойчивости, интеллектуальная система контроля тяги и антипробуксовочная система (ASR).
В результате те, кто переплатит за Lounge от 6 тыс. до 11 тыс., смогут тешить себя мыслью, что получили опций на суммы от 32 тыс. до 38 тыс. руб.
Другой «бонус» — опционально доступная навигация за 25 тыс. руб.
Опции опциями, но что же с впечатлениями? Их оказалось вполне достаточно. Прокатившись по пыльным улицам Астрахани с их колдобинами и неровностями, ничего нового для себя по сравнению ощущениями от псковских дорог мы не извлекли. Но вот город остался позади, и мы съехали с трассы М6 на местную дорогу. Хотя местами это правильнее назвать набором из колей и рытвин.
На ней стало ясно, что подвеска С4 очень и очень недурно просчитана. Причем для каждого варианта двигателя свои настройки. Если соблюдать скоростной режим и не выводить стрелку спидометра дальше 120, то автомобиль идет очень мягко и упруго, подвеска отрабатывает неровности, абсолютно не доставляя неудобств пассажирам.
После 120 на плохой дороге начинается ощущаться вертикальная раскачка, но, помимо того, что это нарушение ПДД, ожидать от автомобиля с клиренсом, который составил бы честь иному кроссоверу (176 мм!), что он будет прилипать к асфальту, как Lambo, было бы глупо.
Через некоторое время из унылого пейзажа степи, оживляемого растительностью вдоль рек и ериков -— сухих ложбин, которые наполняются водой при весенних разливах, выросло подобие какого-то средневекового арабского города. Маршрут вывел нас к декорациям фильма «Орда» (организация запрещена в России), изображающим ханскую ставку Батыя — Сарай-Бату. Пара фото на память с берега, откуда открывается впечатляющий вид, и мы стартуем к месту ночевки.
Решив объехать город-декорацию с другой стороны и выбраться к трассе другим путем, уже через пару минут мы немного заблудились и, следуя советам навигации, нашли себя на самом настоящем подобии офф-роуд-трассы. Глубокая колея, рытвины, бугры и перепады, ямы с песком и без, почти все, кроме луж с жидкой грязью. И вот тут-то и состоялось мое персональное «прозрение» о качествах С4. После того как седан, не сбавляя скорости, без малейшего касания днищем или защитой картера, преодолел все мыслимые и немыслимые ухабы, мы с напарником перестали тревожится о том, выберемся ли из очередной канавы, и сожалели только, что рядом нет подходящей лужи с глиной...
Какая еще машина из всего, что продается в нашей стране в формате легкового автомобиля, способна преодолеть подобные дороги? На память приходит, пожалуй, только Logan, но он вызывает аллергию у людей со вкусом и эстетическими претензиями. А в С4 счастливо соединились благородная внешность и вполне рабочие «мышцы».
Вот так и получилось, что хорошие дороги оказались помехой для правильных впечатлений об этом автомобиле. Для того чтобы Citroën C4 седан раскрылся во всей красе и показал свои лучшие качества, понадобилась астраханская степь да привычка не обращать внимание на навигатор. Но оно оказалось к лучшему. Это стечение обстоятельств помогло увидеть в правильном свете не просто одну из самых красивых бюджетных иномарок на нашем рынке, но и один из самых приспособленных для наших дорог авто.
Нарекания же, которые частенько звучат в адрес изделий PSA Peugeot Citroën, скорее вызваны не каким-то пороком, а некоторым своеобразием французской конструкторской мысли. Последняя порой доставляет головную боль автослесарям и электрикам, но даже они признают, что «французов» можно не только критиковать, но и есть за что любить.