Традиционное соперничество автопроизводителей за внимание публики накануне автосалонов уже вошло в привычку, и каждый раз мы ожидаем от них чего-то этакого. Проходящий сейчас Московский международный автосалон не стал исключением, ну а в роли «этакого» выступило новое творение компании KIA — ее первый серийный электромобиль Soul EV, который корейцы презентовали в одном из подмосковных поло- и гольф-клубов.
Место первого тест-драйва было выбрано не только из-за его приятного уединения и живописного пейзажа, но и из-за того, что при всех заявлениях официальных лиц KIA о том, что перед нами именно серийная, массовая модель,
электромобиль пока еще не сертифицирован и не имеет ни ценника, ни каких-то четких маркетинговых и коммерческих показателей вроде ожидаемых объемов продаж и портрета конкретного покупателя.
Впрочем, руководители российского представительства марки были явно горды новинкой, и даже после, мягко говоря, непродолжительного, всего 6 км, тест-драйва можно подтвердить, что гордиться корейцам явно есть чем.
Электрический Soul создан на платформе второго поколения модели, которую в KIA справедливо считают одной из своих самых ярких машин. От классического Soul он получил общие черты дизайна с новыми элементами, призванными не только обеспечить его работу, но и эстетически подчеркнуть «дружественность к природе».
В одной из ноздрей «львиного носа» спряталось гнездо для подключения зарядного устройства, повторители поворотов обрамляют шильдики с логотипом Soul EV, а на торпеде разместился диодный указатель, сигнализирующий о состоянии систем припаркованного электромобиля.
Есть и более серьезные отличия. Так, в Soul EV применен и ряд специфических конструктивных решений, разработанных специально для электромобиля. В первую очередь они связаны с дальнейшим усилением конструкции кузова и необходимостью разместить батарею без посягательств на полезный объем салона.
Одно из самых важных новшеств — появление пяти поперечных силовых балок под кузовом для закрепления аккумуляторной батареи и придания ему дополнительной жесткости на скручивание.
В силовой структуре кузова Soul EV также более широко использованы сверхвысокопрочные стали: их доля выросла на 2,1% по сравнению с обычным Soul, где она составляет 35,0%. Усилены зоны центральных стоек и порогов. В результате жесткость кузова электро-Soul оказалась на 27% выше, чем у версии с ДВС.
Что же касается главного порока всех электромобилей — недостаточного запаса хода, — то тут у Soul EV все очень неплохо: средний показатель заявлен в 212 км.
Достигнуто это не только использованием литий-полимерной батареи, но и за счет применения системы рекуперации и различных режимов движения. Их два — стандартный Drive и Brakes (торможение). Последний позволяет добиться возврата максимально возможного количества энергии от рекуперативной тормозной системы.
Каждый из этих режимов также может быть активирован в специальном ECO-режиме, позволяющем еще больше увеличить запас хода Soul EV за счет оптимизации производительности и потребления энергии системами вентиляции, отопления и кондиционирования, а также непосредственно электродвигателем.
Впрочем, данные о запасе хода наряду с прогнозом живучести батареи стали предметом настоящего перекрестного допроса, который мы с коллегами учинили менеджерам KIA. Из их ответов следовало, что цифра родилась после продолжительных испытаний, в том числе и в холодном климате Швеции, силовая установка (двигатель, одноступенчатый редуктор, система рекуперации, инвертор и батарея, снабженная системой термоконтроля) способна работать при температуре минус 30.
Сама же батарея проживет не менее пяти лет. Точную цифру циклов зарядки-разрядки батареи специалисты KIA назвать отказались.
Не смогли они дать точный ответ и о цене новинки, но намекнули, что она будет если не вровень, то немного выше Nissan LEAF. Напомним, что в США новый LEAF предлагается за $30 тыс., а в России на вторичном рынке трехлетний LEAF можно приобрести за 500–600 тыс. руб.
Уже сидя в на пассажирском сиденье Soul EV, подумал о том, что нет никакого ощущения неуместности этого авто на улице города: все как в обычной нормальной машине, все привычно, все на своих местах, а душу греет мысль, что заботы о сервисе сведены к минимуму. Ведь из привычных процедур ТО остались только обслуживание кондиционера и замена тормозной жидкости, дисков и колодок да работы по подвеске. Под капотом же просто мечта: ломаться попросту нечему. И при этом абсолютно троллейбусное ускорение с тягой 300 Нм, резвый набор скорости в диапазоне 0–50 км/ч и вполне достаточные для города 11 секунд до сотни.
Но размышления о наступившем счастье быстро улетучились, когда я переместился на заднее пассажирское место, а мой коллега несколько раз энергично вошел в поворот. Soul EV действительно стал жестче, и почувствует это лучше всех пассажир на втором ряду сидений. Спереди картина более приятная. Никакой вибрации, достаточно мягкое для такой короткобазной машины прохождение «лежачих полицейских», минимум шумов: на Soul EV установлена специальная покрышка Kumho с оригинальным профилем размерностью 205/60-R16. В ней также применен специальный компаунд, еще более снизивший сопротивление качению.
Из минусов отделки стоит упомянуть обшивку руля: она выполнена из какой-то «нанокожи», противно проскальзывающей в голых руках, что не очень гармонирует с хорошим откликом автомобиля на работу рулевым колесом.
Пожалуй, некоторый дискомфорт сзади да скользкий руль — это максимум, к чему можно придраться. Конечно, к электрическому Soul еще остаются традиционные вопросы о цене, делающей его наиболее очевидным покупателем корпоративного, а не частного клиента, наличии зарядной инфраструктуры, утилизации или замене батарей.
Но все это абсолютно не опровергает того факта, что перед нами готовый коммерческий продукт и если не завтра, то послезавтра по улицам не только европейских и американских городов, но и в России могут колесить сотни и тысячи подобных авто, переставших быть экзотикой.