Премьер-министр России Владимир Путин убежден, что беспрецедентная бюджетная поддержка отечественного автопрома дала позитивный эффект.
«Сегодня дела «АвтоВАЗа» - на подъеме. Он вновь работает с прибылью, а объем производства - практически вышел на докризисный уровень. Существенно улучшилась ситуация и на других автозаводах - на «КамАЗе» и ГАЗе», - заявил Путин на партконференции «Единой России» по стратегии развития Приволжского федерального округа.
«Я вовсе не хочу идеализировать отечественный автопром. Но проблемы в нем можно и нужно решить», - отметил глава правительства.
Путин считает, что имеет все основания для анализа дел на «АвтоВАЗе», поскольку «как председатель правительства лично занимался проблемами крупнейшего российского автопроизводителя». «К тому же, я являюсь владельцем «Нивы» 2009 г выпуска и совсем недавно проехал свыше двух тысяч километров по трассе «Амур» на другой вазовской машине — Lada Kalina, - добавил он.
Премьер напомнил, что «в период кризиса, когда производство легковых автомобилей а России сократилось более чем на 60 процентов, правительство оказало беспрецедентную поддержку отечественному автопрому». «За 2009-2010 гг отрасль - в той или иной форме - получила порядка 170 млрд рублей бюджетных средств, в том числе «АвтоВАЗ» - 75 млрд рублей», - сказал он.
Поэтому, по его словам, выделяя помощь «АвтоВАЗу», правительство «потребовало от компании внятный план развития».
«Такая программа «АвтоВАЗом» принята, - сказал Путин. - Она предусматривает переход предприятия на современную технологическую платформу, постановку на конвейер принципиально новых моделей, внедрение систем контроля качества - как на самом предприятии, так и у поставщиков компонентов. И, наконец, заключение стратегического альянса с компанией Renault Nissan - для привлечения инвестиций и новых технологий».
Премьер подчеркнул, что, оказывая помощь предприятию правительство «не забывало и о поддержке конкретных людей». «Эти задачи дополняли друг друга, иначе решить проблемы 700-тысячного Тольятти, где буквально вся жизнь завязана на автозавод - попросту невозможно», - отметил он.
В городе была реализована масштабная программа содействия занятости, бюджет взял на себя содержание социальных объектов «АвтоВАЗа». «Именно с Тольятти началась реализация пилотного проекта комплексного обустройства моногородов, речь идет о новой инфраструктуре, о площадках под размещение современных производств, были выделены средства из Фонда реформирования ЖКХ для капитального ремонта жилья», - сообщил он.
Путин напомнил, что «месяц назад правительство приняло решение создать особую экономическую зону в Тольятти, в которой появится порядка 10 тыс новых рабочих мест для жителей города».
Путин счел неубедительными аргументы оппонентов антикризисных мер правительства: дескать, «в мировом автопроме накопились избыточные мощности и в период кризиса они должны сократиться за счет банкротства неэффективных производств, а помогать следовало увольняемым работникам через пособия по безработице и программы переобучения». Однако премьер отметил, что «в России нет избыточных автомобилестроительных мощностей, поскольку даже производя почти 1,5 млн машин в год, страна оставалась и остаемся еще крупным импортером этой техники». «А во-вторых, - продолжил премьер, - совершенно непонятно, почему проблемы глобального автопрома нужно было решать за счёт России». «Почему именно наши производители должны уйти со своего собственного рынка, где их доля составляет порядка 70%, а рабочие именно российской автопромышленности - оказаться на улице?» - задался вопросом глава правительства.