В последнее время водители крупных агрегаторов такси, например «Яндекс Go», все чаще приезжают не в то место, которое указывает пользовать приложения при заказе машины. Из-за таких ошибок у клиентов списываются с карты деньги. Сайты с отзывами о работе таксомоторных компаний наполнены отзывами недовольных пассажиров.
Так, 26 февраля Алексей С. обратился к пользователям «Яндекс.Такси» (сейчас называется «Яндекс Go». — Газета.Ru), которые столкнулись с напрасным ожиданием машины, с предложением объединиться, чтобы пожаловаться на сервис:
«У вас, наверное, не раз были ситуации, что вы вызывали такси, они подъезжали, а потом просто брали и уезжали. При этом деньги за мифическое ожидание списывали. В чистом виде мошенничество. Предлагаю всем объединиться, у кого были такие случаи, и подать заявление в прокуратуру. Чем больше — тем больше вероятность, что «Яндекс.Такси» проверят. Кстати этим очень грешат водители из стран СНГ».
С аналогичной проблемой столкнулся и корреспондент «Газеты.Ru», c карты которого списали 239 руб. Это произошло после отмены вызова такси из-за того, что машина припарковалась в другой точке. В «Яндекс Go» на вопросы о том, как решается вопрос с такими водителями, не ответили.
Что говорят агрегаторы такси
В службе заказа такси «Максим» признали, что существуют водители, оказывающие некачественные услуги:
«Нужно признать, что в любой сфере есть недобросовестные исполнители. К сожалению, такси не является исключением. Мы всегда стремимся создать комфортные условия для всех пользователей сервиса.
У «Максима» предусмотрен ряд механизмов для уменьшения случаев, если водитель практикует прибытие не на точный адрес с целью получить компенсацию за прогон автомобиля, при этом не выполнив заказ».
В пресс-службе компании отметили, что в таком случае даже при отмене заказа неустойка не будет списана с пользователя. И водители прекрасно понимают, что им невыгодно совершать подобные действия, поскольку прогон автомобиля не будет компенсирован.
В других крупных агрегаторах такси («Ситимобил» и «Таксовичкоф») вопросы «Газеты.Ru» о ситуации с некорректным местом подачи такси оставили без ответа.
Причины отмены заказов
Автор Telegram-канала «Омбудсмен такси» Антон Максимов объясняет, что ситуация, когда водитель транспортного средства останавливается и ждет, пока клиент отменит поездку, или прямо просит его об этом, связана с нежеланием выполнять невыгодные заказы — например, короткие поездки с минимальной стоимостью.
Председатель «Московского профсоюза такси «Добро» Николай Кодолов разделяет эту точку зрения.
«Бывают ситуации, когда водителю поступает невыгодный заказ — например, из центра Москвы в Люберцы, и он понимает, что обратно поедет пустым. А если такая поездка совершается не по повышенному тарифу, она невыгодна вдвойне», — привел пример специалист.
По его словам, проблема некорректной подачи такси стала распространенной по нескольким причинам, в их числе — не только заниженная тарификация дальних поездок из центра города в область, но и плохая работа геолокации.
«Совсем недавно водители столкнулись с такой проблемой, что пассажир в приложении «Яндекс Go» указывает точный адрес, вплоть до подъезда, но «Яндекс» ставит точку на карте в другом месте. А по правилам сервиса машина подается в точку, а не на адрес», — пояснил Максимов.
Кодолов добавил, что несовпадение адреса в навигаторе с геолокацией — это ошибка системы. Такая ситуация распространена не только в Москве: жалобы на аналогичные проблемы поступают от водителей в Санкт-Петербурге, Казани и других городах. Особенно плохо навигация работает в центре столицы, и водитель, плохо знающий город, может приехать не по тому адресу.
Максимов также обратил внимание на то, что в последнее время агрегаторы стали мягче реагировать на нарушения со стороны водителей из-за кадрового дефицита: водителям-мигрантам стало невыгодно работать в РФ из-за снижения курса рубля. По его словам, в Ташкенте сейчас можно заработать те же деньги, что и в Москве, и при этом находиться рядом со своей семьей.
Что делать пассажирам
«В принципе, если пассажир находится на месте, а водитель — более чем в 300 метрах от точки подачи, с пассажира не должны списываться деньги», — отметил Максимов.
Если поездка не состоялась, но пассажиру пришлось заплатить, он может пожаловаться агрегатору, который должен вернуть деньги, если услуга не оказана — в соответствии с законом «О защите прав потребителей», посоветовал он.