Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Бензовойна» на пороге или нет? Кто виноват в топливном кризисе

Алексей Мухин об истинных причинах форс-мажоров на топливном рынке

В связи с ценовым кризисом на топливном рынке вскрылся нарыв. «Независимые» игроки - перекупщики и региональные сети АЗС, работающие в рознице, выступили с прямыми угрозами в адрес властей и крупных нефтяных компаний, шантажируя их и требуя увеличения объемов поставок и повышения цен. Все это находится за пределами здравого смысла, особенно, если разобраться, что представляют собой эти игроки.

Проблема состоит в том, что ВИНКи (вертикально интегрированные компании), регулярно несущие социальную нагрузку, налоговое бремя, разведку-добычу-переработку и прочие сопутствующие расходы, не менее регулярно сталкиваются с сомнительного вида конкуренцией со стороны «независимых» и спекулянтов, у которых и ответственность поменьше (или нет её никакой), и соцнагрузка – минимальная, так как их работа происходит, зачастую, как говорится, «в серую».

Например, на бирже одна инвестиционно-финансовая компания, крупнейший брокер, закупает около 30% нефтепродуктов и перепродаёт их, похоже, своим же аффилированным поставщикам. Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они осуществляют договорные сделки, увеличивают количество спекулятивных операций и значительно удлиняют цепочку посредников, что в результате накручивает цену для конечного потребителя.

Серьезную угрозу рынку представляют и многие владельцы частных сетей АЗС, которые изо всех сил борются сейчас за свое вольготное существование.

Те, кто рискует заправляться на «небрендовых» заправках, использующих, в том числе и свои собственные производственные мощности, не всегда отвечающие современным требованиям или мощности соответствующих поставщиков, чаще могут «нарваться» на суррогатное топливо. А что случится в этом случае с вашим авто, думаю, объяснять не надо: станция техобслуживания – перебор мотора и всей топливной системы.

К сожалению, так называемые «независимые» АЗС часто используют и различные «контрафактные» схемы, которые позволяют продавать моторное топливо «мимо налогов», что позволяет нарастить сверхприбыль.

Налоги действительно высоки, никто не спорит, но вот апеллировать к тому, что все «независимые» АЗС такие «бедные и несчастные», я бы не стал: некоторые из владельцев таких небольших топливных компаний уже давно постоянно проживают за рубежом, вывезя туда свои семьи и в России, так сказать, ведут только бизнес.

Некоторые из них, в силу региональной специфики, связаны сейчас или были связаны с криминальной средой, для которой АЗС и все виды деятельности вокруг них, всегда были одним из основных источников доходов.

Некоторые из владельцев, что уж тут греха таить, используют разного рода социально активных и недовольных граждан с целью оказания давления на региональные власти, манипулируют информацией и людьми с целью осложнения обстановки на оптово-розничном рынке нефтепродуктов.

В Приморье, например, обстановка в этом смысле «аховая».

Там есть крупная региональная сеть (о ней говорил в интервью «Коммерсант FM» Игорь Сечин. – «Газета.Ru»), во главе которой стоит человек, одновременно являющийся президентом некоммерческой организации «Приморский топливный союз». Понятно, что, в результате, такого интересного совмещения должностей теоретически можно аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах.

В Приморье не один такой игрок. Та же ситуация в Уссурийске

В общем, чистота частного розничного бизнеса в крае, когда его начинаешь проверять на связи с разными сомнительными организациями и сообществами, часто оставляет желать лучшего.

И вот, имея в виду эти самые риски, понятно, что, когда такие игроки топливного рынка через «независимые» топливные союзы обращаются к президенту РФ с ультиматумом: «Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!», надо очень внимательно смотреть, чего же требуют эти господа?

На самом деле, требования-то очень простые: по возможности, оставьте нас в покое с проверками, сертификацией, акцизами и позвольте бесконтрольно повышать цены для конечных потребителей. Конечно, доля «независимых» на рынке меньше, чем они провозглашают: не 60%, а 30%, но эти 30% влияют на ценообразование, так как их фактически поддерживает ФАС. Помимо этого, на ценообразование влияют и посредники, которые формируют цену, причём, сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний. На том же приморском рынке цены формирует, как утверждают, именно «Октант», имея серьёзные преференции из-за локальных связей. А ВИНКи, чтобы не нарушать антимонопольное законодательство, вынуждены подстраиваться под эту региональную игру.

Любопытно, что в Приморском крае указанные частные сети закупают в четыре, а то и пять раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности - это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же, с местными властями.

С их помощью частные владельцы АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят, чтобы под видом этого топлива продавать свой суррогат. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на «левых» НПЗ.

В свою очередь, ВИНКи, которые готовы некоторое время даже работать себе в убыток, давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая различные варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех.

Та же «Роснефть» выдвинула целый ряд предложений: от переноса акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации, попутно создавая качественную систему учёта и идентификации производителя топлива до возможности введения механизма плавающих ставок акциза на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть, что, к примеру, должно существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены. То есть рынок станет гораздо более прогнозируемым, «прозрачным» и т.д. Справедливым будет и более равномерное распределение нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка – каждая компания может направлять на переработку не менее 17,5% добываемого сырья. И, в идеале, должна это делать: добывая 520 млн тонн нефти в год, Россия потребляет 90 млн (это и есть 17,5%). Выполнив такое условие, компании помогут избежать пресловутого дефицита, это и есть простое решение проблемы.

Вместо этого региональные участники рынка начинают банальный шантаж и властей и своих коллег - ВИНКов, угрожая забастовками, нарушением баланса поступления топлива на рынок и на производства, а это никуда не годится.

Причём этот шантаж проводится на тех площадках – вот, где Приморье опять «прорастает» - на которых сегодня идут весьма чувствительные для федеральной власти процессы предвыборного характера. Ситуация усугубляется, как говорится, на глазах…

ВИНКи априори - «системные игроки», у них нет противоречий с федеральной властью, да и с региональными властями возможные противоречия, как правило, сводятся на «нет». И ВИНКи предлагают адекватные меры по снижению цен, вполне себе рыночного, цивилизационного свойства. Так что было бы странно, если бы федеральная и региональные власти сейчас пошли на поводу у шантажистов, которые опосредованно настаивают именно на повышении цен для конечного потребителя.

И как тут быть с неоднократными распоряжениями президента РФ на совещаниях по вопросам развития ТЭК о том, что как раз интересы конечного потребителей, то есть простых граждан страны, ни в коем случае не должны быть ущемлены?

Алексей Мухин — генеральный директор Центра политической информации

Новости и материалы
Завершено расследование теракта на ж/д путях под Рязанью
Завершены съемки драмы Тины Баркалая «Жемчуг»
Вильфанд предупредил об опасности схода лавин на юге России
Трамп объяснил, почему Маск не сможет занять его место
Врач предупредил, чем может обернуться невылеченная межпозвоночная грыжа
Российские военные заманили в засаду подкрепление ВСУ в районе Курахово
На Украине нашли бывших военнослужащих из Бразилии, воюющих на стороне ВСУ
Самолет проехал носом по ВПП в аэропорту Ирландии
РФ может запустить прямые авиарейсы с Бразилией, Малайзией и Пакистаном
В Италии нашли объяснение «нервным всплескам» Зеленского
На старейшей площади Берлина нашли около 200 статуэток с мощами святых
Раскрыт механизм запуска болезней из-за стресса
В Словакии назвали визит Фицо в Россию пощечиной Зеленскому
Подростку оторвало пальцы взрывом петарды
Командующий дальней авиацией РФ рассказал о «воздушных хулиганах»
В США дочь мэра отправили в тюрьму за совращение школьника
Минтранс Камчатки проверит все обстоятельства инцидента с самолетом Ан-2
Ученые назвали новое место для поисков воды и жизни на Марсе
Все новости