Житель зеленоградского округа Москвы Владимир Новиков стал, как он утверждает, жертвой бездействия сотрудников правоохранительных органов сразу в трех городах. У Новикова, бизнесмена специализирующийся на строительной сфере, неизвестные угнали автомобиль, однако он сам смог определить его местонахождение и сообщил об этом приехавшим на его вызов полицейским. Однако те, по его словам,
отказались выезжать на место предполагаемого нахождения машины. А после, помощи Новиков не получил и от полицейских в других городах, через которые его машину перегоняли для последующей возможной продажи.
Как рассказал «Газете.Ru» сам автомобилист, свою трехлетнюю Mazda CX-5 он обычно парковал на обычной неохраняемой стоянке во дворе собственного дома. Так было и вечером 14 ноября, а на утро следующего дня Новиков обнаружил, что машины на месте не оказалось. Он немедленно вызвал сотрудников полиции, которые приехали к нему очень быстро и стали оформлять заявление об угоне.
Автомобилист надеялся, что иномарку получится вернуть – так, некоторое время назад он спрятал в ней старый сотовой телефон с функцией определения координат, который можно было отследить. Устройство он зашил в подголовнике.
«Приехала целая куча полицейских, я даже удивился, — рассказал Новиков. – Машин пять. МВД, ГИБДД. Потом на месте осталась женщина-следователь, с которой мы составляли бумаги. Я сразу сказал ей, что в Mazda есть телефон и его можно отследить. Но действовать нужно было быстро – на телефон могло прийти какое-нибудь сообщение или он мог вовсе разрядиться.
Она напрямую заявила, что ей все равно, где находится машина, ей главное заполнить бумаги. Я не стал спорить и в процессе оформления сам выяснил, где находится машина.
Сигнал исходил из города Ржев Тверской области – примерно в 210 км от Зеленоградского района. Я снова стал настаивать на своем, предлагать записать номер телефона-мачка, запеленговать его. Но им это было не нужно – полицейские хотели лишь скорее отработать вызов на телефон «112» и быстрее уехать».
В итоге прошел час, автомобилист не выдержал, и сам решил поехать за своим автомобилем в сопровождении друга-полицейского, который вызвался ему помочь вне служебного времени.
«Следователь меня не отпускала, но сама ехать отказалась, — уточнил автомобилист. – В Ржеве мы провели целый день, пытались найти машину, но сигнал постоянно сбивался и определить точное местонахождение не получалось. На следующий день я поехал туда уже со специалистом по сотовой связи с оборудованием, позволяющим запеленговать телефон. Тогда же я понял, что произошло: мобильный телефон ловил сигналы от трех телефонных вышек, поэтому и «скакали» его точные координаты в радиусе 2-3 км. Казалось, что машина постоянно в движении. Но это было не так.
Мы смогли определить участок, где постоянно переключались сигналы: он оказался ровно посередине огромного гаражного кооператива. Я позвонил в УВД по Тверской области, но там мне сказали, что розыском автомобиля должна заниматься группа розыска, а не потерпевшие, и повесили трубку».
Вернувшись вечером домой Новиков снова решил проверить, что происходит с его машиной – оказалось, что она была в движении. Видимо, своими действиями мужчина спугнул предполагаемых угонщиков и те решили перепрятать автомобиль.
Его Mazda CX-5 ехала уже по трассе М9 в сторону границы с Белоруссией.
На этот раз мужчина понял, что бросаться в погоню уже не может и сообщил на горячую линию управления МВД сначала Тверской, а потом и Псковской областей, а также в службу «112», о том, что знает, где едет его машина. Но и эти обращения оказались безрезультатными.
«Машина ехала 3,5 часа по прямой федеральной трассе, — пожаловался автомобилист «Газете.Ru». – Я звонил в «112», говорил, где и когда будет проезжать мой автомобиль. Потому что, когда машина едет по трассе, погрешность минимальная. Помощи не было никакой, кто-то из полицейских предположил, что автомобиль будет уже на других номерах. Но разве это причина для отказа – мы знаем, что это за модель, где она проедет, можно объявить план «Перехват» и отловить угонщиков, а автомобиль определить по номеру ВИН. В конечном итоге благодаря бездействию сотрудников органов мой автомобиль находится уже за пределами России – она пересекла границу с Белоруссией».
Спустя неделю после угона, по словам Новикова, он не получал новых звонков от следователя, как и документов об этом происшествии Однако помочь бумаги ему вряд ли смогут: от угона машина застрахована не была, поскольку мужчина решил, что порядка 90 тыс. рублей на страховку в год платить не готов.
Автомобилист уверен – полицейским просто было лень выезжать на место и искать машину, кроме того, он считает, что гаражный кооператив, где прятали его машину, хорошо известен сотрудникам местной полиции.
Он не исключил, что местные полицейские могли просто «крышевать» банду угонщиков, и поэтому не стали разбираться с его случаем.
В настоящее время Новиков написал несколько жалоб на бездействие сотрудников полиции в различные ведомства, включая прокуратуру. Также о его случае написало местное издание «Инфопортал Зеленограда», но реакции правоохранительных органов пока не последовало.
«Газета.Ru» направила запрос в МВД России по Москве, где пообещали в течение недели разобраться с ситуаций в Зеленограде, а по работе полиции в Пскове и Ржеве в ведомстве посоветовали обращаться в МВД России, куда также был направлен запрос.
Ответов пока не поступило. Юрист Коллегии правой защиты автовладельцев Марат Бикбов заявил «Газете.Ru», что
в ситуации, в которой оказался владелец угнанной машины план действий может быть только один – собирать большую компанию друзей и самим спасать автомобиль.
По его словам, это совершенно законные действия по защите своего имущества. Что касается реакции сотрудников полиции на произошедшее, то юрист считает, что они вполне могут подходить под определение «незаконное бездействие», но доказать это будет практически невозможно.
«Если в полиции не хотят ничего делать, они этого делать и не будут, причину, почему так получилось, они найдут, — заявил Бикбов «Газете.Ru». — Формально заявление о возбуждении уголовного дела рассматривается три дня, а максимальный срок увеличен до месяца. Если дело не возбуждено, полиции формально трудно что-либо сделать: ведь машина не числится похищенной, ее нет в базе угонов.
Но при этом еще на стадии доследственной проверки ничто не мешает им приехать вместе с собственником автомобиля, на место, где, по его предположению находится его имущество.
Ведь проверка для того и проводится, чтобы удостовериться в том, что, в нашем случае, автомобиль находится в руках третьих лиц. Правда, в законе не прописаны пошагово действия оперативных работников. Общая формулировка такая: они должны сделать все необходимое, чтобы преступление было раскрыто и имущество было возвращено его владельцу. Чтобы оправдать свое бездействие у них есть множество отговорок — не было людей, машин, более важные дела.
Но если человек знает, что его машина едет по трассе, понимает, где и в какое время она проедет, полицейские должны отреагировать и останавливать все автомобили этой марки, даже если машину могли и перекрасить, и сменить на ней номера».
Ранее «Газета.Ru» писала скандале в Татарстане, который разгорелся в связи с жестоким убийством рыбака Сергея Елесина после дорожного конфликта. Двое местных фермеров устроили автомобильную погоню за обидчиком, не уступившим им проезд. Елесина догнали, убили лопатой, а машину вместе с телом сожгли. Во время погони мужчина пытался дозвониться до службы спасения и полиции, но помощь ему никто не оказал.