Руководство по «успокоению дорожного движения» на 75 листах разработал Минтранс. Документ предназначен для внедрения в регионах различных методов по организации дорожного движения, которые сделают для водителей некомфортными поездки на высоких скоростях. В их числе заужение полос, организация большего количества однополосных дорог и установка дорожных неровностей – эта практика замедления скорости потока в настоящее время получила широкое применение в центре столицы. Основная цель повсеместного замедления скорости потоков – снижение смертности среди пешеходов. «Газета.Ru» ознакомилась с предложениями, опубликованными на сайте ведомства.
Изменение эффективной ширины проезжей части
Изменение ширины проезжей части напрямую влияет на скорость движения: чем места больше, тем увереннее чувствует себя водитель и тем быстрее он может разогнаться. Соответственно, полосы следует сужать, — следует из документа Минтранса.
Для достижения нужного эффекта предлагается, в частности, мощение участка проезжей части вдоль бордюрного камня шириной 0,35–0,75 метров из брусчатки, булыжного или колотого камня.
Планируется, что такого рода решения могут применяться и на многополосных дорогах перед саморегулируемыми пешеходными переходами. При этом, согласно документу, наиболее целесообразно использовать такой способ в зонах наземных пешеходных переходов.
Изменяемая ширина проезжей части
Обустройство участков дорог с измененной шириной проезжей части предполагает, что водителю придется быть максимально сконцентрированным, чтобы следить за траекторией движения. И поэтому, опять-таки, автомобилисты не будут слишком быстро разгоняться и смогут вовремя заметить пешехода. Для того, чтобы автомобилистам было проще сориентироваться, рекомендуется использовать направляющие островки и островки безопасности по периметру. При этом для предотвращения наезда на островки рекомендуется дублировать разметку светоотражающими элементами.
Организация зигзагообразного движения автомобилей
В Минтрансе предлагают также организовать, по возможности, двустороннее зигзагообразное движение. Например, там, где ширина проезжей части имеет нестандартные параметры. При этом не рекомендуется назначать общую протяженность зигзагообразного участка более 150-200 метров.
Также рекомендуется применение направляющих островков треугольной формы или в форме неравнобедренной трапеции. Размер, форма и основные геометрические параметры островков должны будут зависеть от рекомендуемой скорости движения на конкретном участке и того, какой именно транспорт следует, как правило, на этом маршруте. Кроме того, допускается комбинировать пешеходный переход с направляющими островками, которые будут выполнять функцию островков безопасности для пешеходов.
Однополосный проезд
В числе рекомендаций Минтранса есть и организация однополосных проездов.
Они подразумевают поочередное движение транспорта по одной и той же полосе: как, например, это происходит во время ремонта дорог.
Однако этот метод рекомендуется к применению на только на двухполосных участках местного значения с двусторонним движением. В ведомстве рекомендуют учитывать, что для предотвращения заторов и отрицательного восприятия таких решений участниками дорожного движения расстояние между смежными участками однополосного проезда должно составлять 200 – 400 метров. Кроме того, этот метод не рекомендуется применять на участках с затяжными и продольными уклонами, а также на участках с суммарной интенсивностью движения в обоих направлениях более 500 автомобилей в час.
«Лежачие полицейские» и шумовые полосы
Чтобы затормозить поток предлагается и использование искусственных неровностей, прозванных в народе «лежачими полицейскими». Их советуют устанавливать там, где скорость движения нужно ограничить 40 км/час и менее. При этом длина неровности должна быть не менее ширины проезжей части. Но для установки «лежачих полицейских» есть ряд ограничений: так, их можно использовать только на улицах, носящих местное значение, на дорогах с не менее, чем двумя полосами и обочиной шириной не менее 1,2 метра, кроме того должны отсутствовать выделенные полосы для приоритетного движения автобусов, автомобилей специальных служб. Рекомендуется устанавливать их перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах, перед опасными участками дорог, заездами в жилую зону.
При этом их установка не допускается, в частности, на дорогах федерального значения, на расстоянии менее 100 метров от железнодорожных переездов, на скоростных магистралях в черте города, на подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб.