Новую программу по снижению травматизма на дорогах на фоне роста автомобилизации в России разработали в МВД. Об этом заявил глава ГИБДД России Михаил Черников на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, на которой присутствовал корреспондент «Газеты.Ru». Уже в октябре проект документа представят главам региональных Госавтоинспекций для совместного обсуждения, а пока проект документа изучают члены комиссии.
В числе задач новой программы — изменение поведения участников дорожного движения, повышение защищенности детей и пешеходов, развитие работ по организации дорожного движения, совершенствование допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, совершенствование системы управления безопасности дорожного движения, развитие систем оказания помощи пострадавшим в ДТП.
Программа рассчитана на шесть лет и будет действовать с 2018 по 2023 годы. Реализация пройдет в два этапа: первый запланирован на 2018 по 2020 годы и будет реализован совместно с уже принятой ранее федеральной целевой программой по снижению ДТП 2013-2020 годов. «Также он будет включать ряд профилактических мероприятий в регионах», — уточнил Черников. Второй этап запланирован на 2020-2023 годы. В этот период, в частности, будут решаться такие задачи, как улучшение организации дорожного движения на федеральных, региональных и муниципальных дорогах, а также принятие ряда уже подготовленных и находящихся на рассмотрении в Госдуме законотворческих инициатив.
«Это первый посыл к тому, чтобы все участники органов исполнительной власти смогли подготовить свои предложения и в дальнейшем их реализовать. Последние пять лет удалось достигнуть снижения аварийности. В том числе по количеству ДТП, тяжести последствий, эти меры помогут улучшить эти показатели», — сказал Черников.
Как заявил Черников, отдельного финансирования под эту стратегию на первом этапе не понадобится – поставленные задачи будут решать за счет средств, уже выделенных на ФЦП.
В дальнейшем, ко второму этапу реализации, со всех федеральных органов власти и членов комиссии по безопасности соберут предложения по стратегии и на основе этих предложений сформируют список необходимых мероприятий для улучшения ситуации на российских дорогах. «Поэтому о деньгах говорить пока рано», — отметил Черников.
По его словам,
стратегия будет охватывать более емкий набор инструментов для улучшения показателей по снижению количества ДПТ. Упор будет сделан на цифровые технологии и автоматические способы автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД.
«Каких-либо денежных средств в этом случае, как выясняется, вкладывать не придется, а вот эффективность этих инструментов может вырасти, — сказал Черников. – Например, в Москве развернут полный комплекс (автоматической системы фото- видеофиксации — «Газета.Ru»), он усовершенствуется, и столица считается городом с самыми низкими показателями по количеству тяжких ДТП. И этот инструментарий не потребует огромных денежных вложений».
Как в свою очередь добавил глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов, который уже успел ознакомиться с проектом стратегии,
документ представляет собой некий вектор на развитие автоматической системы фото- и видеофиксации, развитие схем организации дорожного движения, создание интеллектуальных транспортных систем (ИТС)».
Таким образом получается, что при подготовке собственных стратегий по безопасности дорожного движения региональные власти смогут учитывать общий федеральный вектор и в соответствии с ним корректировать эти планы.
Разделительных заграждений больше, дорожные знаки меньше
На заседании комиссии отдельно был поднят вопрос снижения ДТП, происходящих из-за выезда на встречную полосую. Их последствия, как правило, гораздо более тяжкие по сравнению с авариями без выезда на «встречку». По словам Черникова, треть смертельных ДТП происходит именно из-за выезда на встречную полосу.
Одним из способов борьбы, по всей видимости, должно стать увеличение разделительных конструкций между встречными полосами в виде железных тросов.
Именно такие приспособления, которые должны «решить эту задачу с минимальными затратами» главе ГИБДД продемонстрировали в столичном центре организации дорожного движения непосредственно перед заседанием комиссии.
Также по итогам правительственной комиссии по безопасности дорожного движения ее участники рассказали, что
до конца года в государственные стандарты внесут изменения, предусматривающие установку в России уменьшенных дорожных знаков.
Соответствующее решение приняли члены комиссии оценив результаты проведенного эксперимента. Ранее в столице на пяти улицах установили дорожные знаки уменьшенного масштаба. Также на заседании поддержали решение о сокращении общего числа знаков на улицах. Как уточнил Ликсутов, речь идет о вспомогательных знаках, например, о количестве парковочных мест и различной дополнительной информации.
Что такое ФЦП
Российские власти много лет борются с дорожной аварийностью с помощью системных межведомственных Федеральных целевых программ, которые финансируют, как регионы, так и федеральный бюджет. Нынешняя была принята в 2013 году и рассчитана до 2020 года. Изначально на нее планировалось потратить 99 млрд рублей, однако когда программу приняли, ее бюджет урезали в три раза. При этом даже предыдущая программа, действовавшая еще с 2006 по 2012 год, была в полтора раза затратнее. Но и эти расходы в дальнейшем урезались. В 2015 году текущие расходы на ФЦП сокращались в рамках общего сокращения бюджетных расходов государства на 10%. Еще одно сокращение МВД предложило несколько месяцев назад.
По замыслу властей, основную финансовую ношу должны нести именно регионы, поэтому долю из федерального бюджета предлагалось сократить на 2,54 млрд рублей, то есть на 15% от общих запланированных расходов федерального центра.
При этом расходы регионов в правительстве хотят увеличить почти на 1,34 млрд рублей, доведя таким образом объем выделяемых средств субъектами федерации до 19,51 млрд рублей.
В целом, МВД предложило урезать расходы на основании того, что достичь некоторых запланированных показателей физически не удастся из-за отсутствия поступлений из внебюджетных источников и действий регионов, которые порой, не финансировали требуемые пункты и фактически сорвали реализацию тех или иных мероприятий.
При этом ключевой показатель программы, снижение смертности на дорогах, удалось достичь не к 2020 году, а уже фактически в 2016, когда на дорогах страны погибли 20,3 тысячи человек, что стало рекордно низким показателем за последние десятилетия.