Административный регламент, вносящий существенные изменения в права и обязанности сотрудников ДПС при исполнении впервые с 2009 года, должен был заработать уже 1 апреля 2017 года. Однако в понедельник на официальном сайте Госавтоинспекции появилось сообщение о том, что внедрение документа откладывается — текст придется дорабатывать после общественных обсуждений на Едином портале для размещения информации. Проект регламента ждут дальнейшие согласования, и когда точно заработает новый административный инструмент, пока неизвестно. Между тем источники в столичной Госавтоинспекции признаются, что о нововведениях, пусть еще и не принятых, даже не слышали — работы слишком много, новости читать некогда. Что же еще нового придумали для сотрудников ДПС и водителей, разбиралась «Газета.Ru».
Останавливать не только на стационарных постах
Наряду с сообщением об отказе внедрять документ уже 1 апреля в ГИБДД представили и новые пункты, которые появятся в регламенте по итогам проведенных общественных обсуждений.
«Для реализации полномочий полиции по охране общественного порядка в условиях сокращения штатной численности норма, запрещающая останавливать транспортные средства для проверки документов вне стационарных постов, в новой редакции административного регламента исключена», — сообщили в ГИБДД.
То есть ранее теоретически сотрудник ДПС мог останавливать водителя вне стационарного поста только в случае, если на автомобиль была «наводка» или же автомобилист нарушил ПДД прямо на глазах инспектора. Либо в рамках спецоперации наподобие «Перехвата» или «Заслона» — подробный перечень таких поводов содержится в ст. 63 действующего сейчас регламента.
Соблюдалось это правило далеко не всегда, и проверяют у водителей документы инспектора отнюдь не только и даже не столько на постах.
«Официально можно было остановить водителя, если его автомобиль, к примеру, представляет оперативный интерес, — говорит источник «Газеты.Ru» в Госавтоинспекции. — Но с другой стороны, руководство постоянно требует от нас бороться с преступностью, выявлять оружие, наркотики. Никто не будет перевозить такой груз через пост ДПС — они поедут в объезд, вне города. И что их теперь, не останавливать? Так что хорошо, что теперь это можно делать официально, никаких вопросов не возникнет».
В свою очередь эксперт регионального отделения «Общероссийского народного фронта» Катерина Соловьева обратила внимание на то, что большая часть наркотических и алкогольных опьянений выявляется при личном контакте с водителем и единственным «оправданием» для остановки у инспектора ГИБДД была та самая проверка документов.
«С учетом того, что в суде довод о незаконной остановке был у восьми из десяти водителей, в МВД решили эту норму исключить, оставив за сотрудниками ДПС такое право», — говорит она.
Не согласен с доводами инспектора — пиши как есть
Положения относительно оценки доказательств водителем, в отношении которого возбудили административное дело, также скорректировали для того, чтобы автомобилист мог подробно написать в протоколе все, с чем он не согласен, в свободной форме без напора инспектора ДПС. «Речь идет о расшифровке объяснений, — говорит Соловьева. — У нас КоАП никак не ограничивает право водителя написать в протоколе или в отдельном документе свои возражения и аргументы. Это можно делать на месте, можно отдельно представлять в суде. Этот документ называется замечания и дополнения к протоколу.
А в регламенте теперь можно будет расписать чуть ли не по пунктам, что именно водитель может указать в этом протоколе. Согласие-несогласие, контраргументы, свою позицию и оценку доказательств».
По мнению Соловьевой, такое решение было обосновано тем, что, когда люди пишут свои объяснения, некоторые нерадивые сотрудники ГИБДД стараются убедить водителей написать все под их диктовку и не разрешают указывать все, что хотят написать задержанные. «Это очень громоздкий и подробный пункт. Но он трактуется в пользу водителей и, видимо, оказался необходим с точки зрения МВД», — поясняет эксперт.
При этом, согласно проекту документа, в объяснениях должны указываться паспортные и биографические данные, включая возраст, место жительства, семейное и имущественное положение, состояние здоровья.
Это будет учитываться при оценке личности правонарушителя и назначении вида и размера административного наказания.
Пьяный оказался трезвым — вези обратно
Дополнены новой нормой и положения, касающиеся освидетельствования на состояние опьянения. Теперь сотрудник полиции при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения будет обязан препроводить водителя к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.
«Часто случается такая ситуация — водителя остановили сотрудники ГИБДД и направляют на медосвидетельствование либо он сам хочет туда поехать, — поясняет Соловьева. — Очень часто в регионах центральные больницы находятся в отдаленных районах. Добираться туда можно все 25–30 км, особенно если дежурство идет где-то на трассе.
И человека везут в эту больницу, результаты ждать несколько дней, а врач говорит, что внешних признаков опьянения не обнаружено. После такого гаишник просто уезжает, а человек остается там — и что ему делать, как добираться до машины?
Для этого и прописали порядок доставления, что раньше нигде не было закреплено. А это вело к множеству злоупотреблений, большой процент отказов от медосвидетельствования фиксировался только потому, что водителя хотели отвезти за 50 км и бросить там. В итоге ему лепилась ст. 12.26». При этом эксперт сомневается, что нововведение заметно оградит водителей от лишних подозрений — часто экипажи дежурят по двое. Один будет останавливать, а второй — возить в медпункт.
Еще один важный момент: сотрудник ГИБДД теперь должен присутствовать в момент, когда у водителя забирается биологическая проба — грубо говоря, когда нужно пописать в баночку. Потому что наркоманы со стажем возят баночку с подложными «чистыми» анализами.
Удерживающие устройства, взятки и беспилотники
Между тем ряд норм остался неизменным даже после публичных обсуждений. Но, по мнению эксперта, не все они логичны.
Например, планируется прописать запрет на передачу инспектору для проверки документов с применением специальных удерживающих устройств.
«Речь идет о каких-то шнурах, цепочках, при помощи которых водитель может удержать свои права и не дать инспектору их забрать, — говорит Соловьева. — Это открытый вопрос, и регламент никак не раскрывает этот пункт. С точки зрения ПДД и закона, эта норма никуда не привязана. А ответственность за ее нарушение подпадает под статью КоАП «Неподчинение требованиям полицейского». Сохранится в новой редакции и норма о порядке действий в случае склонения к получению взятки (сотрудник обязан подать соответствующее уведомление о таком факте в установленном МВД России порядке). А при надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации, в том числе вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и даже беспилотные летательные аппараты. Кроме того, благодаря расширению полномочий инспекторов, любой, даже совсем небольшой руководитель может объявить проведение любой операции своими подчиненным. То есть устроить локальный «Перехват».
Получается, что задача нового документа — расшифровать и детализировать все процедуры, входящие во взаимоотношения водителя и инспектора ДПС.
«Но, если сотрудник ГИБДД нарушит этот регламент, это вряд ли станет поводом для отмены выписанного им штрафа, — считает Соловьева. — Максимум, что ему грозит, — это дисциплинарное взыскание». Выходит, что для защиты своих прав одного знания этого регламента водителям недостаточно.