Разгоревшийся в Курганской области скандал со строительством дороги протяженностью 7,4 км стоимостью 140,9 млн руб. благодаря СМИ вышел на федеральный уровень. Вопрос о том, нужна ли дорога от села Боровское до села Дианово, где живут всего два человека, в направлении села Новодостовалово, а также о стоимости ее строительства остро встал еще 28 февраля на заседании Курганской областной думы.
Дилемма казалась неразрешимой: платить по 20 млн руб. за километр дорожного покрытия, чтобы сделать дорогу в отрезанное от цивилизации село, или же не тратить огромные по меркам даже более богатых регионов средства -— мол, жили как-то и без дороги и раньше. Напоминания депутатов о том, что до соседнего села Новодостовалово, где живут 600 человек, дороги тоже нет, первоначально в расчет даже не брались. Но многое изменилось после того, как история привлекла внимание федеральных журналистов.
Во время обсуждения ситуации в Курганской областной думе противником строительства дороги выступил спикер заксобрания Дмитрий Фролов.
«Может, я чего-то не понимаю, там что, нефть, может быть? — вопрошал он. — В этой деревне живет семь человек (впоследствии оказалось, что два. — «Газета.Ru»)». Сторонники проекта обратили внимание на то, что дорога пойдет и дальше, а там уже село с шестью сотнями жителей — Новодостовалово. Но спикер этому не поверил.
«Она не идет дальше, она на Дианово и заканчивается, — сказал Фролов. — Кроме того, вот вы построите семь километров новой дороги, поедете по ней и убьете дорогу, которую построили в этом году. И будет не асфальт, а грунтощебень». Сюжет о проблемах с дорогами в Курганской области, включающий заявления спикера, снял «Пятый канал».
Дорога до села Дианово является частью федеральной трассы Курган – Тюмень. Если зимой ширина и качество отрезка позволяют быстро и с достаточным комфортом проехать до села, то по весне, как уверяют два местных жителя, дорога превращается в месиво из грязи, по которому никак не проехать чуть ли не до самой глубокой осени.
Живут в селе двое мужчин — Леонид Завьялов и Сергей Мошкин. Новую дорогу они ждут уже много лет — говорят, с дорогой они смогут наконец и жениться: ведь сейчас женщинам до села не добраться.
Прослышав о том, что диановцам все-таки могут построить дорогу и каких денег это стоит, на митинг вышли жители соседнего села Новодостовалово. Чиновников они обвинили в безразличии, а себя назвали полностью покинутыми. «Скорые» едут по два часа, работы нет, люди умирают молодыми от безысходности», — пожаловались они и пообещали написать жалобы всем депутатам, каким только смогут.
После такого неожиданного резонанса спикер Фролов заявил, что решать проблемы нужно сообща, и рассказал, что дорогу строить будут, но попробуют сэкономить часть средств. «Сделать нужно дорогу протяженностью 28 км, но из грунтощебня и обеспечить при этом полную транспортную доступность», — заявил он.
Однако, как уже выяснили журналисты, которые проехались по этой трассе, спорный отрезок и так состоит из того самого грунтощебня.
И на семь месяцев в году это покрытие стабильно превращается в непроходимую топь.
Когда журналисты обратились к начальнику управления автомобильных дорог Курганской области Сергею Зубареву с вопросами о том, чем обусловлена такая цена — 140 млн руб. за небольшой 7-километровый отрезок, тот заявил, что дорогу нужно расчищать, расширять и делать дополнительную вырубку, поскольку трасса узкая.
Узнав от журналистов, что на дороге можно посадить небольшой самолет, Зубарев сказал, что не знаком с проектом и только после ознакомления с документами сможет ответить на такие вопросы.
Новостной сюжет появился в эфире в начале марта. И на тот момент ясности в том, что же будет с дорогой — будет она простираться на 7,4 км или 28 км и сколько будет стоить, не появилось. Однако уже в понедельник, 13 марта, на сайте департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Зауралья появилось новостное сообщение, подтверждающее строительство 7,4-километрового участка, которое успели растиражировать местные СМИ, после чего оно было удалено.
Согласно сообщению, деньги на объект поступят из дорожного фонда региона. Проект стоимостью 140,9 млн руб. уже прошел госэкспертизу.
«Данный участок дороги строится в рамках возведения автодороги Боровское – Новодостовалово – Мокино в Белозерском районе до села Новодостовалово общей протяженностью 14,6 км. Стройка предусмотрена областной программой «Развитие автодорог». Причиной стала необеспеченность транспортным сообщением шести населенных пунктов Новодостоваловского сельсовета с численностью более 600 человек», — говорилось в официальном сообщении регионального департамента строительства, которое процитировало региональное издание «Правда УрФО».
Часть дороги протяженностью 1,7 км была построена еще в 2012 году. Затем стройка была приостановлена в связи с доработкой проектной документации и поставлена под вопрос как администрацией сельсовета, так и областными депутатами. Тем не менее депутаты в итоге одобрили траты на объект. В апреле 2017 года будет определен подрядчик. Выполнение работ планируется с 15 мая по 31 октября 2017 года. Окончательно стройка дороги завершится в 2020 году.
Внятно пояснить «Газете.Ru», была ли такая новость, почему ее удалили и что с пресловутыми 140 млн руб. будет дальше, в региональном департаменте ЖКХ и дорожного хозяйства не смогли. Однако рассказали, что создана рабочая группа и организована выездная комиссия, которая будет работать на объекте.
«На этой неделе информация будет, — сказали в департаменте. — Ясность есть, есть дорога. В госпрограмме развития автомобильных дорог Курганской области эта автомобильная дорога есть. И совсем не обязательно ей быть привязанной к этому населенному пункту. Она просто идет мимо, а этот населенный пункт (Дианово. — «Газета.Ru») — просто промежуточный, дорога будет идти дальше.
Сельские территории будут развиваться. Мы же в городские агломерации всех не заселим. Поэтому невесты там будут появляться. И не только там».
Информацию о том, что на место отправлена выездная комиссия, изданию URA.RU подтвердил сам спикер Фролов. Он рассказал, что сейчас рассматривается возможность строительства дороги не только до Дианово, но и до Новодостовалово.
«Во вторник, 14 марта, мы выезжаем на место, чтобы посмотреть все возможности», — отметил спикер. Он напомнил, что существуют классы асфальтированных дорог. Так, дорога пятой категории стоит в два раза меньше, чем четвертой, — около 10 млн руб. за километр.
Получается, что окончательного решения как по протяженности дороги, так и по стоимости проекта до сих пор нет, а значит, двум жителям села пока рано строить планы на семейную жизнь.
Ранее «Газета.Ru» писала о том, что значительная часть средств на улучшение российских дорог год за годом оказывается неиспользованной. Из-за бюрократии чиновники на местах не успевают освоить миллиарды рублей, поступившие в дорожные фонды. Часть средств и вовсе тратится не по назначению. К таким выводам пришли эксперты Счетной палаты, проведя масштабную проверку работы всех российских регионов.