Следственный комитет завершил следственные действия по громкой аварии, в которую 4 декабря на трассе Ханты-Мансийск — Тюмень попал автобус с воспитанниками и тренерами детской спортивной школы. Тогда погибли 10 детей, еще 16 пострадали. Инцидент вызвал огромный общественный резонанс по всей стране — на место трагедии выезжали глава ГИБДД России Виктор Нилов и глава СК РФ Александр Бастрыкин. Последний лично координировал работу следственной группы.
Интенсивная работа следователей дислоцированного в Екатеринбурге подразделения Главного следственного управления ведомства позволила в относительно короткие сроки провести множество экспертиз и полностью разобраться в случившемся.
Обвинения предъявлены четырем фигурантам уголовного дела, сообщается на сайте Следственного комитета России.
Следователи предъявили обвинение в окончательной редакции четырем фигурантам. Директора спортивной школы «Сибиряк» Ирину Тарасову обвиняют в халатности, повлекшей за собой смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 293 УК РФ), водителя автобуса, в котором ехали дети, Марата Зайнуллина и представителя индивидуального предпринимателя, который организовывал перевозку, Александра Сидорука — в выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 3 ст. 238 УК РФ). А водителю грузовика Раилю Саитханову предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем гибель двух и более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ).
При этом в релизе СК говорится, что Саитханову вменена ч. 4 ст. 264, которая предусматривает ответственность за совершение смертельной аварии в пьяном виде с одним погибшим. Скорее всего, авторы сообщения допустили неточность.
По версии следствия, тренеры и воспитанники детской спортивной школы «Сибиряк» — всего 33 человека — выехали из Ханты-Мансийска в сторону Нефтеюганска на автобусе Karosa. Они возвращались домой с соревнований по спортивной акробатике. На 926-м километре трассы Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск автобус столкнулся с двигавшимся в противоположную сторону и выехавшим на встречную полосу тягачом Volvo под управлением Саитханова. В результате удара автобус выкинуло на встречную полосу, где он столкнулся уже с другим грузовиком — Scania 113.
В результате аварии погибли 12 пассажиров автобуса, в том числе 10 детей в возрасте от 12 до 14 лет. Еще 19 человек, среди них 16 детей, получили травмы различной степени тяжести. Потерпевшими были признаны все пассажиры автобуса.
Следователи установили, что ни директор спортивной школы Тарасова, ни кто-либо другой по ее поручению не направили в ГИБДД уведомление о групповой перевозке детей, несмотря на то что такая обязанность предусмотрена российским законодательством.
В ходе судебных экспертиз было установлено, что погодные условия в момент аварии были удовлетворительными, а дорожное полотно было обработано песко-соляной смесью. Следователи не выявили нарушений требований безопасности при ремонте и содержании данного участка федеральной трассы «Иртыш».
Водитель грузовика Scania ни при каких обстоятельствах не мог предотвратить столкновение, говорится в заключении автодорожной экспертизы. Его к уголовной ответственности не привлекают.
В ходе следствия разразился скандал вокруг водителя другого грузовика — Саитханова, который был лишен на полтора года водительского удостоверения за пьяную езду еще в июне 2016 года, однако башкирские гаишники информацию об этом внесли в федеральную базу данных ГИБДД только в декабре, уже после трагедии.
По данному факту следователи в Уфе инициировали служебную проверку, по результатам которой факт невнесения в базу данных подтвердился, после чего было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 293 УК РФ «Халатность». Расследование этого эпизода продолжается. Также в местном МВД была проведена и служебная проверка, в ходе которой к дисциплинарной ответственности привлекли командира и старшего инспектора полка ДПС города Уфы.
Сам Саитханов после решения суда не сдал водительские права в ГИБДД (по закону срок лишения исчисляется только после сдачи документа в ГИБДД), а продолжал как ни в чем не бывало ездить с удостоверением. Учитывая, что в базе нарушителей он не числился, никаких проблем у него на дороге не возникало.
Ранее источник в полиции Югры издания Ura.ru объяснял сложившуюся ситуацию следующим образом. «Это их совместный бизнес (Саитханова и его брата. — «Газета.Ru»). Запрет на управление машиной для них означает одно — полтора года семье будет нечего есть. По всей видимости, он договорился с местной полицией: объяснил, что работает далеко на севере, возможно, что-то заплатил», — говорил собеседник издания.
В пресс-службе МВД Уфы оперативно прокомментировать «Газете.Ru» причину невнесения информации о лишенном прав водителе в систему не смогли.
В ходе расследования СК внес предложения по совершенствованию действующего законодательства в области организованной перевозки групп детей.
После ознакомления потерпевших и обвиняемых с материалами дела оно будет направлено в суд.