В среду Верховный суд (ВС) России рассмотрел жалобу о несоответствии российскому законодательству термина «опасное вождение». Истец Павел Савюк и его адвокат Марат Аманлиев просили ВС признать частично недействующим новый пункт ПДД, поскольку он нарушает права граждан. Однако иск удовлетворен не был.
Напомним, термин появился в ПДД в конце мая 2016 года. Само понятие прописано весьма громоздко, как «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение других водителей в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба». В списке опасных маневров, содержащихся в этой норме: невыполнение при перестроении требования уступить дорогу, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди ТС; несоблюдение бокового интервала; резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
«Мы оспаривали законность двух норм из этого пункта ПДД — «боковой интервал» и «перестроение при интенсивном движении», — рассказал «Газете.Ru» Аманлиев. — В первом случае, никому не известно, что это за величина. В ПДД, конечно, есть пункт, в котором говорится о необходимости соблюдения водителем бокового интервала, но указано лишь, что расстояние должно быть безопасным. В случае с «перестроением при интенсивном движении» также нет конкретики, поэтому непонятно, как инспектор будет определять нарушение. Если это не понятно нам, то не будет понятно и водителям, и сотрудникам ГИБДД, и судьям».
Кроме того, по мнению адвоката, в действующей формулировке нет указания на временной промежуток, в течение которого неоднократное совершение одного действия считается опасным вождением.
«Исходя из формулировки, можно один раз в октябре совершить маневр, еще раз — в ноябре и стать опасным водителем», — приводит пример собеседник.
Адвокат уверен, что оспариваемые нормы содержат коррупциогенный фактор, поскольку сотрудники ГИБДД получат возможность трактовать любые, вполне законные маневры водителя на дороге как нарушения.
В свою очередь ответчик по иску представитель МВД РФ Гайк Марьян просил суд отклонить жалобу. «В этой норме «опасное вождение» ничего нового нет, все эти пункты давно закреплены актами закона, — приводит его слова «Интерфакс». — При разработке новой нормы «опасное вождение» МВД не стало ничего добавлять, эти правила должен знать любой автомобилист.
Проблема опасного вождения стала очевидной, и ее нужно решать. Все уже видели на своих телеэкранах массовые ДТП с жертвами.
Очень жаль, что многие водители считают, что им можно поиграть во все эти «шашки» и «шахматы» на дорогах, а до других участников движения им дела нет».
Представитель Генеральной прокуратуры также выступил против удовлетворения иска.
Судя по выступлению юриста МВД в ВС, риторика властей не изменилась с тех пор, когда нормы об опасном вождении обсуждались и утверждались правительством. Критику экспертов относительно расплывчатой формулировки чиновники до сих пор не признают и обращают внимание в основном на то, что активную борьбу с лихачами с чего-то надо было начинать.
«Бороться с лихачами, которые играют в «шашки», подрезают, безусловно надо. Но закон должен быть написан максимально просто и понятно», — возражает чиновникам Аманлиев.
Причины, по которым иск не был удовлетворен, пока неизвестны, поскольку на заседании огласили только резолютивную часть постановления ВС.
«Верховный суд постарался вникнуть в эту жалобу, задавал нам вопросы, но все же изначально, как мне показалось, был скептически настроен к нашему иску, — резюмирует собеседник «Газеты.Ru». — После того как мы изучим мотивировочную часть решения ВС, то обжалуем его в Апелляционной коллегии ВС».
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов не верит в успех защитников прав российских автомобилистов. «Проблема иска была в том, что оспаривалось постановление правительства — это бесперспективное дело, — говорит Шкуматов «Газете.Ru». —
Можно попытаться переубедить власти в публичном пространстве. Но занять это может несколько лет, как было в случае с нулевым промилле».
Напомним, что наказания за опасное вождение в КоАП РФ пока не предусмотрено — его должна установить Госдума в течение осенней сессии. В МВД предложили наказывать нарушителей штрафом в размере 5 тыс. руб.