Долги по зарплате, которых перед сотрудниками тольяттинского ОАО «АвтоВАЗагрегат» и его подразделений накопилось около 100 млн руб. более чем за год, так и остаются невыплаченными. Деятельность компании приостановлена, суд признал предприятие банкротом 29 августа.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе правительства Самарской области, в настоящее время утвержден конкурсный управляющий, который возьмет завод под контроль на ближайшие полгода.
Отчитаться о результатах работы новый управляющий должен 17 февраля 2017 года.
При этом продолжается работа по погашению задолженности по заработной плате работникам «АвтоВАЗагрегата» согласно федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Отметим, что, по официальным данным, на предприятии и его «дочках» до остановки производства трудилось около 1,4 тыс. человек. Однако до начала массовых сокращений, как утверждают сами рабочие, штат насчитывал 2,5–2,8 тыс. человек на одном только «АвтоВАЗагрегате».
Как сообщили «Газете.Ru» сотрудники предприятия, пока на их счетах «не появилось ни копейки».
В июне во время совещания в прокуратуре Тольятти собственник предприятия Алексей Козлов пообещал погасить задолженность по заработной плате полностью. Однако хотя это обязательство и контролируется ведомством, результата пока нет. Часть работников обращались в суды и раньше, однако даже после положительных решений в их пользу судебные приставы только разводили руками: денег на счетах предприятия нет, арестовывать нечего.
Некоторые отчаявшиеся сотрудники «АвтоВАЗагрегата» решили обратиться за помощью не только в прокуратуру, но и направить письма в адрес президента России Владимира Путина.
Так, к примеру, поступила Галина Жигалова, которая пожаловалась на свои проблемы и уже получила ответ (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»). Через десять дней ей сообщили, что жалоба перенаправлена в Федеральную службу по труду и занятости, а также в прокуратуру Самарской области. Как поделились некоторые бывшие сотрудники предприятия, которые писали подобные обращения раньше, такие ответы они уже получали, но ситуация пока не изменилась.
Проведение же массового несогласованного митинга 30 августа на трассе М5 в Тольятти помогло привлечь внимание к проблеме, но не решить ее. По этой причине рабочие планируют скоро вновь выйти на трассу с плакатами.
«Мы обязательно пойдем», — признаются они в беседе с «Газетой.Ru».
Кроме того, люди, у которых уже есть на руках постановление суда, обязывающее «АвтоВАЗагрегат» выплатить заработную плату, а также соответствующие расписки бывшего руководства предприятия выплатить долги сотрудникам до начала марта, намерены вновь обратиться в суд еще и за компенсацией морального вреда.
Об этом «Газете.Ru» рассказала Надежда Медведева, проработавшая на заводе 12 лет.
Компенсация питания и подарки к школе
Между тем, как напомнили «Газете.Ru» в пресс-службе правительства Самарской области, ситуация с обеспечением занятости и погашением заработной платы перед работниками ОАО «АвтоВАЗагрегат» и его дочерних организаций взята на личный контроль губернатора Николая Меркушкина, а также правительством Самарской области и органами прокуратуры. Чиновники сообщают, что смогли добиться для попавших в тяжелую ситуацию людей дополнительных мер социальной поддержки. Так, выделены пособия на детей, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
«В преддверии 1 сентября 15 детей-первоклассников из семей бывших работников обеспечили наборами канцтоваров, — рассказали «Газете.Ru» в правительстве Самарской области.
— В 2016/17 учебном году будет продолжена работа по предоставлению бесплатного и льготного питания учащимся, родители которых являются бывшими сотрудниками предприятий, а также по оказанию материальной помощи наиболее нуждающимся семьям».
Однако получить положенные льготы не так просто — не все смогли выбить необходимую справку с работы о том, что зарплата не выплачивается минимум полгода.
Работу предлагают, но не нравится
Что касается поиска новой работы для лишившихся мест сотрудников, то жалобы на отсутствие возможности подыскать что-то подходящее за достойные деньги не стихают. Людей не устраивает отрасль и низкие зарплаты. «В дворники, грузчики, продавцы — и все это при невысокой оплате труда и несоответствии квалификации — не пойдем», — говорят они.
По данным правительства Самарской области, с начала года в центр занятости населения Тольятти за содействием в трудоустройстве обратились 954 работника ОАО «АвтоВАЗагрегат» и смежных с ним производств. Из обратившихся 763 человека признаны безработными.
Еще 155 работников трудоустроены по профессиям: слесарь МСР, распределитель работ, продавец, тракторист, охранник, водитель и так далее. 21 человек направлен на профессиональное обучение, 29 — на досрочную пенсию. Число претендентов на досрочную пенсию составляет 60 человек. Кроме того, 10 человек направлены на пенсию по старости. По состоянию на 30 августа на учете в центре занятости состоят 522 безработных гражданина из числа бывших работников данных предприятий.
«На сегодняшний день центр занятости располагает 563 вакансиями, являющимися подходящими для трудоустройства данной категории граждан, из них 409 вакансий — по рабочим профессиям и 154 вакансии — для руководителей, служащих и специалистов,
— говорят в правительстве Самарской области. — Бывшим работникам ОАО «АвтоВАЗагрегат» и дочерних обществ было предложено 2187 направлений на работу (в среднем три направления на одного человека). Рассматривается возможность выделения дополнительных объемов средств субвенций на 2016 год на возмещение отделению Пенсионного фонда по Самарской области затрат, связанных с досрочным выходом безработных граждан на пенсию».
Слабая защита работников после банкротства
Между тем Анастасия Худякова, юрист правового департамента Heads Consulting, заявила «Газете.Ru», что российское трудовое законодательство и законодательство о банкротстве, несмотря на некоторые усовершенствования, на практике не защищает работников предприятий-банкротов.
«Большая часть остатков средств предприятия-банкрота идет на оплату довольно дорогостоящих процедур, предусмотренных законом о банкротстве, — говорит Худякова, — а не на текущие платежи, среди которых задолженность по заработной плате, образовавшаяся после вынесения решения о признании банкротом».
С ней согласен советник BGP Litigation Сергей Лисин. «На практике управляющий приступает к выплате заработной платы после выявления и инвентаризации имущества, определения порядка его продажи и самой реализации, — сказал Лисин «Газете.Ru». —
Такой процесс может длиться годами. В среднем срок составляет около полутора лет.
Случаи быстрой выплаты долгов по заработной плате, как правило, возможны только при наличии у должника «живых» денежных средств на расчетном счете. Однако такие ситуации в России крайне редки, так как все остатки денежных средств перед началом процедуры банкротства выводятся с расчетных счетов должника по указанию его бывших собственников».
По словам экспертов, уголовное дело в отношении главы предприятия уже было возбуждено и Фонд социального страхования платит работникам предприятия пособия. Теперь работникам остается только использовать механизм подачи обращений и жалоб в органы, занимающиеся защитой трудовых прав.
«Исходя из материалов дела, основные юридические механизмы защиты работниками своих прав уже реализованы, и остальные способы, а именно различные жалобы и прочее, не являются стопроцентной возможностью получить компенсацию от государства, ведь обязанность выплачивать зарплату лежит не на государстве, а на предприятии», — заключила Худякова.
Напомним, что почти 30 лет, с 1984 года, «АвтоВАЗагрегат» занимался производством автокомпонентов для «АвтоВАЗа». Предприятие выпускало, например, кресла, глушители, катализаторы и прочие запчасти, всего около 400 наименований. До 2000 года компания входила в состав «АвтоВАЗа», а после работала уже независимо. В 2014 году у предприятия сменился владелец, который реструктурировал предприятие, создав несколько «дочек»: «ПошивАвтоВАЗагрегат», «АвтоВАЗагрегаттранс», «АвтоВАЗагрегатпласт» и СП «Эберспехер АвтоВАЗагрегат выхлопные системы».