Ввозные таможенные пошлины для электрокаров вновь отменены. Это решение одобрили на заседании совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 июля. Как уточнили в пресс-службе ЕЭК, изменения вступят в силу со 2 сентября 2016 года. Льготный период продлится до 31 августа 2017 года и не затронет никакие другие виды автотранспорта, включая, к примеру, гибриды и плагин-гибридные автомобили. Об этом «Газете.Ru» сообщили в Минэкономразвития.
Как пояснили в ведомстве, с 15 до 5% снижены ставки ввозной таможенной пошлины на грузовые моторные транспортные средства массой не более 5 тонн, имеющие в качестве ходовых исключительно электродвигатели (один или несколько). Это, к примеру, небольшие коммерческие автомобили на электротяге.
Кроме того, установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины в отношении легковых моторных транспортных средств с электрическим двигателем — до этого момента она составляла 17%.
Как напомнили в ЕАЭС, с 1 февраля 2014 по 31 декабря 2015 года на электромобили уже действовала нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. В итоге в 2015 году в страны ЕАЭС было ввезено 684 электромобиля преимущественно из США, Китая и Японии.
После истечения льготного периода в январе–апреле 2016 года было куплено только 28.
«Снижение пошлин призвано стимулировать использование экологически чистого транспорта в ЕАЭС и создать условия для формирования рынка электромобилей, — сказала «Газете.Ru» министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина. — Широкое использование легковых и грузовых электромобилей должно стимулировать развитие объектов зарядной инфраструктуры. При этом пошлины снижаются на время. Продление этой меры в будущем году будет зависеть от развития рынка электромобилей, необходимой инфраструктуры, а также от того, будет ли в странах союза запущено серийное производство электромобилей».
Как уточнили в пресс-службе ЕЭК, льготный период представляет собой временную меру, которая позволяет оперативно реагировать на изменения ситуации на авторынке. Так, к примеру,
если в будущем в России будет организовано локальное производство этого вида транспорта, то, чтобы стимулировать местных производителей, льготный период вновь не будут продлевать и ввозная таможенная пошлина вновь будет взиматься.
Автопроизводители и участники рынка дождались
Как рассказали «Газете.Ru» в компании Renault, решение об отмене ввозных пошлин направлено на создание рынка электромобилей и развитие зарядной инфраструктуры на территории России, а также на стимулирование импорта электромобилей.
«Renault Россия» планирует в ближайшем будущем начать поставку клиентам электромобилей Renault Kangoo Z.E. и Renault Twizy, которые сертифицированы и адаптированы к условиям эксплуатации в России», — отметили в пресс-службе.
Ранее в компании Mitsubishi «Газете.Ru» сообщали, что фактически прекратили поставки своих электрокаров i-MiEV в Россию из-за слишком высокой цены.
Ждали снижения ввозных пошлин и в компании Teslamuslce (поставщик автомобилей марки Tesla в Россию). Ранее представитель компании Ян Саваш рассказывал «Газете.Ru», что ввозить Tesla в Россию они не прекращали, но некоторые клиенты откладывали заказы, узнав, что машина обойдется им значительно дороже из-за необходимости уплаты пошлины.
В свою очередь в пресс-службе компании «Россети», специализирующейся на создании инфраструктуры для электрокаров по всей России, считают, что c точки зрения монетарных мер господдержки в России действуют теперь две самые важные. Это обнуление ввозных таможенных пошлин для электромобилей и введение для них бесплатной парковки.
«Снижение пошлин позволило снизить конечную цену на электромобиль, а бесплатная парковка позволит владельцу электромобиля за пять лет возместить больше половины стоимости электромобиля, — отметили в пресс-службе компании «Россети». — Помимо этого премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал внесение изменений в закон, разрешающий оборудовать АЗС зарядными колонками для электромобилей».
Напомним, что ранее «Газета.Ru» первой сообщила о том, что двухлетний период беспошлинного ввоза электрокаров в страны Таможенного союза не был продлен на 2016 год. Компании, поставляющие электрокары в Россию, в ожидании решения чиновников фактически отказались от новых поставок.
Пошлина на ввоз электромобилей в страны Таможенного союза была обнулена в феврале 2014 года на срок до 31 декабря 2015 года. Такое решение было призвано стимулировать спрос на автомобили с электрическими силовыми установками и развитие необходимой для их использования инфраструктуры.
По данным агентства «Автостат», в 2015 году продажи электромобилей в России упали из-за кризиса на 31% и составили 122 единицы. Почти половина от проданных электромобилей (58 машин) — модель Tesla Model S. Вторая по популярности модель — это недорогая (от 1 млн руб.) Mitsubishi i-MiEV (27 машин). Кроме того, в прошлом году было продано по 14 единиц Nissan Leaf и российской Lada Ellada, шесть единиц BMW i3 и три Renault Twizy. При этом в январе–феврале 2016 года из-за вновь вернувшейся пошлины электрокары в Россию, по сути, уже не ввозились и не продавались. В «Автостате» «Газете.Ru» рассказали, что за два месяца 2016 года в стране было зарегистрировано всего шесть машин: по одному Nissan Leaf, Renault Twizzy и Mitsubishi I-MIEV, а также три Tesla Model S.