Новые полисы ОСАГО
Менять старый, но еще действующий полис ОСАГО не обязательно, но можно бесплатно сделать это при желании, обратившись в свою страховую компанию. В то же время если страхователь вносит изменения в действующий договор страхования, например вписывает в страховку нового водителя, то страховая компания выдаст полис уже нового образца.
Страховщики не исключают дефицита новых бланков у агентов и в отдаленных офисах продаж, поэтому до 30 сентября 2016 года в продаже одновременно будут находиться старые и новые полисы.
Главное визуальное отличие нового полиса ОСАГО — его цвет. Теперь страховка будет розовой, а не зеленой. Кроме того, на бланке появится QR-код, с помощью которого можно проверить действительность полиса по базе Российского союза автостраховщиков (РСА). Также на новом бланке есть графа с информацией о скидке бонус-малус.
Досконально изучать новый полис при оформлении под страхом получить подделку страхователям пока не придется — страховщики уверяют, что мошенники научатся изготавливать фальшивки только через пару лет.
«Страну наводнили фальшивые полисы, производимые в Китае, Польше, в бывших советских республиках на остатках оборудования Гознака, их не отличишь от настоящих», — объяснял необходимость перехода на новые бланки президент РСА Игорь Юргенс. Упущенная выгода оценивалась союзом в 5 млрд руб. в год.
Кроме того, с 1 июля вступают в силу нормы законодательства, которые позволяют страховым компаниям продавать электронные полисы ОСАГО юридическим лицам. Физлица получили возможность заключать договоры ОСАГО через интернет в июле прошлого года. При этом на сегодняшний день лишь 14 компаний предлагают клиентам такую услугу.
Новые медицинские справки
Согласно приказу Минздрава, с 1 июля 2016 года вводится новая форма медицинской справки, которую надо предоставлять в ГИБДД кандидатам в водители, а также при истечении срока действия прав и возврата удостоверения по истечении срока лишения. Новая форма справки приведена в соответствие с введенными недавно дополнительными водительскими категориями, например М (мопеды) или ВЕ (легковые автомобили с прицепом).
Если раньше справки печатались на обычной белой бумаге, то теперь будут представлять собой защищенную полиграфическую продукцию с цветным фоном. В отличие от прошлого образца, новые справки не предполагают фотографии. Кроме того, из документа исчезла строка «Срок действия» — он прописан в приказе Минздрава и составляет один год.
Автовладельцев избавят от бумажных ПТС
С 1 июля начинается переходный период по замене бумажных паспортов транспортных средств на электронные. При этом приводить ПТС к электронному виду будут не только в России, но и во всех странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По задумке, в результате целый ряд процессов, связанных с перемещением ТС, налогообложением, таможенным оформлением, допуском к эксплуатации и куплей-продажей, станет более прозрачным.
На руки автовладельцам ничего выдаваться не будет — предусмотрены только выписки, которые через интернет смогут получить собственники ТС, те, кто хочет проверить машину перед покупкой, и госорганы. Помимо тех сведений, которые вносятся в ПТС сейчас, в электронные паспорта впоследствии могут начать вносить и другие данные: о наличии ОСАГО и каско, пробеге, ДТП, техобслуживании и техосмотре и т.д.
Менять бумажный полис на электронный заставлять не будут — владельцы ТС смогут сделать это при желании. Обращаться за получением электронного ПТС граждане смогут как в ГИБДД, так и в уполномоченные органы, которые, правда, пока не определены.
Сама по себе замена не требует никаких финансовых затрат от граждан. В то же время чиновники уверяют, что процедуры внесения изменений в электронный паспорт будут обходиться гражданам дешевле. При этом затраты на восстановление ПТС в случае потери и вовсе исключаются — сейчас ежегодно в ГИБДД по этой причине обращаются порядка 800 тыс. автовладельцев, а размер пошлины за замену паспорта составляет 800 руб.
«Для нас это упрощает многое: не надо, к примеру, выписывать паспорт транспортного средства. А это документ, который производится за бюджетные деньги и обладает высокой степенью защиты, — пояснил журналистам главный госавтоинспектор России Виктор Нилов. —
Автовладельцу не придется хранить дома огромную простыню с данными о его машине.
К истории купли-продажи автомобиля можно совершенно спокойно в дальнейшем подвесить и другую информацию, связанную с проведением технического обслуживания, ремонта, замены. Все, что угодно. Фактически может получиться российский аналог системы Carfax. В какой-то степени история автомобиля во всех ее проявлениях не очень нужна, но по идее это не обременительная функция. А главное, автовладелец не должен за нее доплачивать. А в случае продажи покупатель может с ней ознакомиться».
«Очевидно, что электронный ПТС может стать дополнительным плюсом при продаже автомобиля с пробегом при условии, что в нем будет отражаться полная информация об истории владения и эксплуатации автомобиля, — говорит «Газете.Ru» директор департамента развития компании РОЛЬФ Сергей Солонченко. — Такой критически важной информацией является прежде всего фиксация пробега при переходе права собственности, страховании, сервисном обслуживании и так далее.
Также важны сведения о покупке автомобиля — в кредит или за наличные, история страховых случаев и ремонтов. Без этих сведений ценность электронного ПТС при купле-продаже автомобиля с пробегом невелика.
Пока речи о внесении этих данных в электронный ПТС не идет. Значит, рынку придется искать другие решения».
Сейчас автопроизводители, налоговые органы и ГИБДД будут тестировать систему через интернет. С 1 января 2017 года бумажные ПТС начнут постепенно выводить из оборота, а с 1 июля следующего года паспорта в бумажном виде перестанут выдаваться совсем. Заменить бумажный документ на электронный при желании автовладельцы смогут ориентировочно в начале следующего года.