По данным источников «Газеты.Ru», в прошлом месяце в России было реализовано около 109,5 тыс. автомобилей — на 16,2 тыс., или на 13%, меньше, чем в мае прошлого года. Таким образом, с начала года авторынок сократился на 14,3%, относительно января – мая 2015-го, а его объем составил за этот период 550 тыс. единиц. Совокупный результат за пять месяцев — самый низкий за последние десять лет, включая кризисные 2008 и 2009 годы.
Отметим, что если с начала года темпы падения продаж замедлялись, то теперь они вновь ускорились, о чем ранее и предупреждали эксперты. Так, в январе продажи автомобилей снизились на 29%, в феврале — на 13%, в марте — на 10%, а по итогам апреля — на 8,5%.
Большинство крупнейших игроков авторынка показали в прошлом месяце снижение объемов продаж. Согласно отчету о продажах компании Kia, южнокорейский автопроизводитель реализовал в России в мае почти 12 тыс. автомобилей (–3% в сравнении с маем 2015-го), при этом доля продаж марки в общем объеме авторынка составила почти 11%. Компания Hyundai, так же как и Kia, уже отчиталась о своих продажах: марка смогла реализовать в России 10,6 тыс. машин, ухудшив прошлогодний результат на 22%.
По данным источников «Газеты.Ru», Lada — лидер российского авторынка — реализовала в мае почти 20,6 тыс. машин, что на 10% меньше, чем в мае 2015-го.
Компания Renault реализовала 8,9 тыс. автомобилей, что на 5% ниже прошлогоднего результата. Ушла в минус на 9% Toyota, продав 6,8 тыс. автомобилей. Volkswagen показал снижение на 5%, реализовав 5,5 тыс. машин, а компания Nissan в мае просела на 31%, передав клиентам 5,4 тыс. машин. Объем майских продаж российской марки UAZ в мае составил 3 тыс. единиц — на 22% меньше в сравнении с АППГ.
Среди массовых брендов из-за низкой базы рост продаж продолжает показывать Ford, реализовавший 3,5 тыс. единиц, что на 26% больше, чем в прошлом году. Марка Skoda также превзошла свой прошлогодний результат — на 25%, продав 4,7 тыс. машин.
Среди популярных массовых марок наиболее негативная динамика падения продаж — у компании Mitsubishi, которая смогла реализовать в прошлом месяце лишь 1,1 тыс. машин — это на 71% меньше, чем в мае 2015-го.
Даже Chevrolet, которая полтора года назад фактически покинула российский рынок, продала в два раза больше машин, чем японский бренд, — 2,3 тыс. единиц (–30% в сравнении с маем 2015-го).
«Причины усилившегося падения авторынка известны: это снижение покупательной способности и тренд на повышение цен на автомобили, — поясняет «Газете.Ru» директор дилерского центра BMW «Пеликан Праймари» ГК «РОЛЬФ» Светлана Виноградова. — Динамика премиум-брендов снижается из-за эффекта высокой базы прошлого года. Относительную устойчивость демонстрируют прежде всего массовые бренды, которые пользуются поддержкой государственных программ стимулирования рынка. Вместе с тем рынок неоднороден, и главная тенденция состоит в том, что в условиях нестабильности клиенты делают выбор в пользу крупных проверенных компаний, и сильные дилеры наращивают продажи. Так, компания «РОЛЬФ» по итогам мая увеличила продажи новых автомобилей на 22%».
Говорить о том, что тренд развернулся и авторынок снова начнет уходить в минус все больше, преждевременно, считает аналитик «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. «Ведь месячные продажи могут быть подвержены всевозможным факторам, — поясняет Беспалов «Газете.Ru». — Тем более нельзя делать выводы по результатам мая — сложного и специфичного и слабого для рынка месяца.
Полагаю, что к концу года мы увидим восстановление рынка: как минимум темпы падения продаж будут замедляться, а может быть, авторынок даже начнет выходить в плюс.
Эксперт считает, что этому может способствовать низкая база прошлого года, а также стабилизация в экономике.