С инициативой уравнять на дороге так называемых спецсубъектов и обычных граждан выступил первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков. Внесенный в понедельник в Госдуму законопроект предусматривает изменение КоАП РФ.
Согласно тексту документа, ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ предлагается дополнить формулировкой, разрешающей на общих основаниях отстранять спецсубъектов от управления ТС, отправлять их на медосвидетельствование, а также принимать другие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
«Неприкосновенность не означает освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с профессиональной деятельностью лица, обладающего неприкосновенностью, — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. — Она означает лишь более тщательную и в некоторых случаях «многоступенчатую» процедуру рассмотрения соответствующих дел — в частности, с направлением материалов дела в суд через органы прокуратуры, с их рассмотрением в составе коллегии из трех судей и др.».
Лысаков отмечает, что в действующем федеральном законодательстве нет ограничений на применение в отношении спецсубъектов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде отстранения от управления ТС или направления на медицинское освидетельствование.
«Однако на практике этого не происходит, — поясняет он. —
Как органы прокуратуры, так и суды трактуют требования сотрудников полиции в отношении должностных лиц о прохождении соответствующих процедур как нарушение принципа неприкосновенности и превышение полномочий».
Лысаков поясняет, что на сегодняшний день сотрудник полиции попросту не имеет возможности установить факт управления спецсубъектом транспортным средством в нетрезвом виде и получить основное доказательство по делу об административном правонарушении.
«Таким образом, никакая, пусть даже усложненная, процедура производства по делу и рассмотрения дела не позволит привлечь нарушителя к ответственности, поскольку без проведения указанных процедур сам факт опьянения не будет установлен, — отмечает он. —
Нарушения должностными лицами ПДД, и тем более в состоянии опьянения, явно не связаны с выполнением ими своих должностных обязанностей и вступают в противоречие с интересами общества и государства, а главное — ставят под угрозу безопасность других граждан — участников дорожного движения».
Видный депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн инициативу коллеги по фракции поддерживает. «На дороге все должны быть равны, — говорит Хинштейн «Газете.Ru». — Обозначенная проблема не носит широкий характер, но существует давно. Когда я был журналистом, мне много приходилось ездить в рейды, например, в Ростовскую область или Дагестан, где я видел, как через посты ГИБДД проезжает большое количество пьяных сотрудников правоохранительных органов, пытаясь отмахнуться удостоверениями. Так быть, конечно, не должно. Но в то же время это не должно стать рычагом давления на сотрудников прокуратуры или судей, которые, например, рассматривают дела в отношении полицейских. Нужна золотая середина, чтобы избежать провокационных ситуаций».
Помимо снятия иммунитета со спецсубъектов при тестировании на алкоголь, парламентарий предлагает также привлекать на общих основаниях наделенных особым статусом водителей к административной ответственности в случае фиксации совершенных ими нарушений ПДД с помощью автоматических дорожных камер, а также других технических средств, имеющих функции фото- и видеосъемки.
Иными словами, инициатива в том числе предполагает, что спецсубъект может быть оштрафован за нарушение ПДД, зафиксированное свидетелем, например, на смартфон.
«Вынося постановление, полиция не знает о том, является ли собственник транспортного средства должностным лицом. А соответствующий статус дает этому лицу возможность обжаловать вынесенное постановление только лишь на том основании, что оно вынесено в отношении него не в «усложненном», а в обычном порядке. Таким образом, в настоящее время ряд должностных лиц избегают привлечения к административной ответственности за правонарушения, которые зафиксированы беспристрастно работающими системами видеофиксации, хотя это явно не нарушало их неприкосновенности», — резюмирует Лысаков.
Вместе с тем депутат отмечает, что рассмотрение таких нарушений в особом порядке — избыточная процедура, поскольку осуществляется даже без остановки транспортного средства.
Стоит отметить, что спецсубъекты по всей России регулярно попадают в дорожные хроники, садясь за руль в нетрезвом виде и устраивая ДТП, в том числе с погибшими и пострадавшими. При этом привлечь таких водителей к ответственности за нарушение, совершенное в состоянии опьянения, что предусматривает более строгое наказание, на практике действительно удается далеко не всегда. Виновники ДТП умело пользуются своим особым статусом.
Например, в прошлом месяце на Ямале помощник прокурора города Лабытнанги Дмитрий Морозов протаранил жилой дом. На записи, которую сделали жильцы дома, видно, что сотрудник прокуратуры едва держится на ногах и говорит заплетающимся языком. При этом ехать в диспансер и проходить медосвидетельствование Морозов отказался.
В августе 2015-го прокурор подмосковного города Электросталь Николай Шипунов, управляя внедорожником в состоянии опьянения, сбил байкера и врезался в поезд.
В марте прошлого года бывшая судья из Петербурга Ирина Серова получила два года колонии-поселения за смертельную аварию, в которой погибла молодая мотоциклистка. После ДТП женщина скрылась на своем люксовом внедорожнике, а после задержания заявляла о своей невиновности. Серова была освобождена по амнистии, не проведя в колонии ни одного дня.
В июле 2015-го в Краснодаре разгорелся скандал вокруг ДТП с участием федерального судьи, который, по словам очевидцев, устроил аварию с сотрудницей суда, в котором работает сам, а после случившегося пытался скрыть невыгодные ему улики. Очевидцы не исключали того, что в ДТП судья попал, находясь за рулем в нетрезвом виде.