Как стало известно «Газете.Ru», во втором полугодии 2015 года российские суды осудили 18 987 водителей, повторно пойманных за рулем в состоянии алкогольного опьянения или отказавшихся от медосвидетельствования. Их осудили по новой «водительской» статье УК РФ — 264.1. (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию), которая появилась 1 июля 2015 года.
Новая статья предусматривает в качестве крайней меры наказание в виде двух лет реального заключения. В качестве альтернативы в УК предусмотрен штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб. (до введения поправок нарушителя могли оштрафовать максимум на 50 тыс.) или в размере зарплаты осужденного на период от одного года до двух лет, а также принудительные работы на срок до двух лет либо обязательные работы на срок до 480 часов.
Важно отметить, что уголовная ответственность грозит потенциальному нарушителю не только когда водитель садится за руль уже будучи лишенным прав за пьяную езду или отказ от медосвидетельствования, но и в течение года после окончания срока лишения.
Подавляющее большинство осужденных — 16 128 человек — были приговорены к обязательным работам. Еще 1482 нарушителя отделались штрафом, а 1002 человек приговорили к условному наказанию.
Реальный срок в колонии получили всего 350 человек, то есть около 2% от числа всех привлеченных к ответственности водителей.
Почти все — 286 человек — осуждены на срок менее года колонии, еще 31 человек получили от года до двух лет. Нашлись и те, кто получил еще больше.
Здесь стоит отметить, что почти для 500 человек новая статья дополнила другие деяния. Именно наличием таких осужденных — всего их 33 человека — можно объяснить приговоры свыше двух лет лишения свободы, максимального срока за повторное пьянство за рулем. Таким образом, можно предположить, что без учета этой категории преступников число реально осужденных по ст. 264.1 УК РФ было бы еще меньше.
Примечательно, что абсолютное большинство — 16,1 тыс. человек — были осуждены в особом порядке.
При таком порядке осужденный полностью признает свою вину и судебное разбирательство проходит в упрощенной форме, как правило, всего за одно заседание. Осужденный при этом заранее отказывается от обжалования вердикта, а взамен получает наказание, предусматривающее не более двух третей от максимального. Именно применением особого порядка и можно объяснить то, что почти все приговоры можно считать относительно мягкими.
Среди почти 19 тыс. осужденных можно найти представителей всех слоев российского общества.
Так, на скамье подсудимых оказались 486 женщин, в том числе шесть беременных, пять пенсионерок и 32 имеющие малолетнего ребенка. Также злостными пьяницами за рулем оказались 17 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, 105 инвалидов I и II группы.
Однако больше всего нарушителей оказалось среди мужчин в возрасте от 30 до 49 лет — почти 10 тыс. человек.
Среди злостных пьяниц нашлось 136 граждан стран СНГ, 28 иностранцев из дальнего зарубежья.
Примечателен образовательный уровень пьяных водителей. Абсолютное большинство среди них — люди со средним специальным (8,3 тыс.) и средним образованием (6,5 тыс.). Еще более 2,6 тыс. человек имеют либо начальное образование, либо вовсе не окончили никакого учебного заведения. Высшее образование оказалось лишь у 1,5 тыс. осужденных, то есть менее чем у 10% от общего числа.
Большинство злостных пьяниц за рулем — 10,2 тыс. человек — оказались трудоспособными гражданами без определенных занятий. Из них лишь 200 стоят на бирже труда.
Еще более 6,8 тыс. человек относятся к категории рабочих.
Попали под суд за пьяную езду 33 чиновника, 38 действующих военнослужащих, 11 прокуроров, следователей или сотрудников других правоохранительных органов, два человека из категории адвокатов и нотариусов.
Кроме того, в число осужденных попали четыре человека, которые в момент управления автомобилем должны были отбывать реальное наказание в колонии.
Автор поправок в УК, вводящих уголовную ответственность за нетрезвое вождение, депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков отмечает, что говорить об эффективности ужесточения закона пока рано.
«Теперь нужно дождаться аналогичной статистики за следующее полугодие, а в идеале — за июнь-декабрь 2016 года, — прокомментировал Лысаков данные «Газеты.Ru». — Тогда можно будет сравнить цифры и сделать выводы. Если число осужденных будет расти, значит, мера не столь эффективная.
Но я прогнозирую снижение количества водителей, попавших под уголовную ответственность за повторное управление транспортным средством в нетрезвом виде.
Не исключаю, что треть, а то и половина осужденных в 2016 году по новой статье просто не знали об ужесточениях. Постепенно информация доходит посредством СМИ до большинства водителей».
Парламентарий также отметил, что число ДТП с участием пьяных водителей последовательно снижается, в том числе и из-за более сурового наказания за пьяную езду.
Стоит отметить, что ежегодно к ответственности за езду в пьяном виде в России привлекается более полумиллиона водителей. Наказание за первое правонарушение сейчас предусмотрено в виде штрафа в 30 тыс. руб. и лишения прав на срок от полутора до двух лет.