Как и предполагала «Газета.Ru», российский рынок новых автомобилей замедлил падение в марте. Согласно отчету комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за прошлый месяц было реализовано 126 тыс. машин, что на 10% меньше, чем в марте 2015 года. В предыдущие месяцы рынок сжимался заметно сильнее — на 29% в январе и на 13% в феврале.
Комментируя итоги марта, председатель комитета АЕБ Йорг Шрайбер резонно отметил, что авторынок все же не достиг пока своей нижней точки.
«Результаты продаж марта продемонстрировали, что автомобильный рынок в целом еще не в очень хорошей форме, хотя постепенно движется к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев последовательного снижения. Дальнейший прогресс в этом направлении в большой степени зависит от макроэкономического окружения и последовательности усилий правительства по стимулированию спроса на рынке в ближайшие месяцы», — комментирует ситуацию Шрайбер.
Однако, судя по статистике, после того как за два года рынок сжался в два раза, все большему количеству автокомпаний удается наконец нащупать нижнюю планку продаж. Если в феврале в минусе были абсолютное большинство крупных производителей, то в марте ситуация заметно изменилась. Расти по сравнению с прошлым кризисным для авторынка годом начал европейский и корейский масс-маркет, «китайцы» и некоторые, не столь популярные в России премиум-марки.
Среди лидеров рынка удерживать невысокие прошлогодние результаты продаж сейчас удается уже нескольким крупным игрокам: Kia, Renault, Nissan, Volkswagen, Skoda. Все эти марки в марте смогли либо выйти в плюс, либо по большому счету остаться «при своих», хотя еще совсем недавно продажи у них существенно падали.
Лучшая динамика среди этих марок у Skoda. Чешская марка реализовала в прошлом месяце 4,8 тыс. машин (+6% к марту 2015-го). Впервые в плюс с начала года вышла и занимающая второе место на рынке, после «АвтоВАЗа», компания Kia (+2%, 12,3 тыс. машин). После двух провальных с точки зрения объемов продаж месяцев вышел в ноль Nissan, реализовав 8,6 тыс. машин. Незначительное снижение отмечается у Renault (-1%, 9,4 тыс. машин) и VW (-2%, 6 тыс. машин).
Марка Ford, которая с начала года на фоне низкой базы фиксировала рост объема реализации машин, продолжила в марте этот тренд, увеличив продажи уже на 120% (4 тыс. машин). В стабильном плюсе держатся и ГАЗ, и УАЗ — 4,7 тыс. машин (+11%) и 4,4 тыс. машин (+50%) соответственно.
Что касается премиум-брендов, если в прошлом году и начале текущего большинство из них наращивали продажи, то сейчас стали показывать отрицательную динамику. Так, Mercedes в марте ушел в минус относительного этого же месяца прошлого года на 19% (3,2 тыс. машин), Lexus — на 5% (2,4 тыс. машин), а Porsche — на 15% (0,4 тыс. машин).
Единственная популярная премиальная марка, которой удается сейчас формально наращивать продажи, — BMW. В прошлом месяце компания реализовала на российском рынке 2,7 тыс. автомобилей, что на 27% превышает прошлогодний результат в марте. Правда, как раз в прошлом году продажи у «немцев» были в минусе, чем и объясняется отчасти нынешняя положительная динамика.
Можно констатировать, что улучшается положение дел и у люксовых брендов Jaguar и Cadillac. Последний, например, вывел на рынок новое поколение Escalade (модель собирают в соседней Белоруссии), которое, судя по всему, нашло своих покупателей даже в кризис: в марте марка реализовала 140 автомобилей — на 100 больше, чем год назад. Британская марка в марте первый раз в текущем году превысила прошлогодний показатель, продав более 100 автомобилей (+43%).
Когорта китайских брендов также показала в марте положительную динамику продаж. Лучше других марок из Поднебесной в России чувствует себя Lifan, который за прошлый месяц реализовал 1,3 тыс. автомобилей (+63% в сравнение с мартом 2015-го).
Марка Chery нарастила продажи на 37%, продав 0,6 тыс. машин. Бренд DFM вырос на 241%. Правда, в количественном выражении продажи компании в России невысоки: 121 машина в марте 2016-го против 77 единиц в марте 2015-го. Примерно на таком же уровне с точки зрения объемов продаж находятся Brilliance (109 единиц и +98%). Бренд Changang продемонстрировал прирост аж в 518%, продав при этом 68 машин. Единственная китайская марка, которой не удалось нарастить продажи в марте, — Geely, которая реализовала 650 машин, что на 9% меньше марта прошлого года.
«По итогам марта говорить о том, что дно рынка достигнуто или хотя бы нащупано, преждевременно. Во многом мартовские показатели обусловлены сезонным фактором: весной спрос на автомобили традиционно выше, что подогревается ростом числа специальных предложений от дилеров, - отмечае эксперт компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. —
Кроме того, рынок нашел поддержку в укрепляющемся российском рубле, который уже вплотную подошел к минимумам года и сейчас готовится пройти отметку 67 рублей за доллар, а потом, возможно, даже 65 рублей.
Думаю, что спрос оживает просто из-за восстанавливающейся покупательной способности. Если бы ключевая ставка Центробанка была снижена на 1-2 процентных пункта от текущих 11%, то мы бы получили резкий рост автокредитования и рост продаж автомобилей. Перспективы, безусловно, оптимистичные, но огромное количество факторов неопределенности сейчас характерно не только для рынка новых автомобилей, но и для экономики в целом. Весна имеет все шансы на то, чтобы дать дилерам и производителям передышку в падении продаж, но как ситуация будет развиваться дальше, пока судить рано».