Соглашение между профильными ведомствами двух стран, которое позволяет решить сложную ситуацию с грузоперевозчиками, должно было вступить в силу еще 16 февраля и действовать до 25 февраля. Напомним, что договоренность позволяет беспрепятственно доехать до России российским большегрузам, которые либо находятся на территории Украины, либо собираются проехать через нее транзитом. В ответ Россия в этот же период позволит проехать по своей территории и попасть на родину украинским дальнобойщикам.
Однако на деле режим «еду домой» полноценно заработал лишь 18 февраля.
Именно в четверг десятки дальнобойщиков, ставшие жертвой политических разногласий между двумя странами, смогли попасть домой.
«С 9 утра начала работать программа «Еду домой». Уже вчера вернулись 17 украинских грузовиков. С бизнесом в закрытом режиме мы завтра все обсудим», — заявил в четверг министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский.
А премьер-министр страны Арсений Яценюк поручил тому же Пивоварскому обеспечить выполнение достигнутых договоренностей, объяснив инициаторам конфликтной ситуации — патриотически настроенным активистам, что решать вопрос о взаимности транзитных перевозок стоит только после возвращения домой всех украинских водителей, остающихся в России.
То, что блокировка грузовиков со стороны Украины снята, подтвердили и в Минтрансе РФ.
«В рамках достигнутых ранее договоренностей между Россией и Украиной по возврату российских и украинских грузовых транспортных средств, осуществляющих транзитные перевозки, в государства их регистрации (режим «еду домой»), по состоянию на 15.00 мск 18 февраля 2016 года блокировка грузовиков с обеих сторон полностью снята. Грузовые автотранспортные средства, у которых срок действия разрешений на транзитные перевозки закончился в 2015 году и был продлен до 25 февраля 2016 года, отпущены в направлении стран их регистрации», — сообщили в министерстве.
Также в двустороннем порядке разрешен транзитный проезд с территорий третьих стран.
По данным Минтранса РФ, всего в рамках режима «еду домой» с территории России и Украины вернутся порядка 500 грузовых автомобилей с той и другой стороны.
Украинские радикальные патриоты, которые и спровоцировали весь кризис, начав 11 февраля блокировать российских водителей в западных регионах страны, на этот раз отступили. Они заявили, что не будут препятствовать дальнобойщикам и усугублять ситуацию.
Скорее всего, уже в ближайшие дни все застрявшие дальнобойщики смогут вернуться домой. Однако речи о новых транзитных перевозках пока не идет — въехать на территорию Украины со стороны России или Белоруссии и наоборот у дальнобойщиков сейчас не получится.
Дело в том, что на фоне обострения ситуации сначала 14 февраля Россия — в ответ на фактическое блокирование дорог, а в ответ и Украина 15 февраля официально аннулировали разрешение на транзитный проезд и режим «еду домой» является лишь исключением из него.
Как только водители вернутся домой, представители обеих стран собираются обсудить, как двум соседним государствам жить дальше.
«Разблокировать вопрос транзитных перевозок очень важно. Нужно понимать, что около 50 тыс. украинцев работают на транзитных автоперевозках Украина — Азия. Это рынок в размере около 4 млрд гривен. Если будет заблокирован этот вопрос, то кто-то потеряет бизнес, а транзитный потенциал Украины будет уменьшаться и уменьшаться», — отметил министр Пивоварский.
Для России потери будут ощутимо меньше — после обострения ситуация на Украине два года назад немногие водители решались ездить в Европу через эту страну.
Изменил расклад конфликт с Польшей, территорию которой и предпочитали отечественные перевозчики как кратчайший и простейший путь в Старый Свет. С 1 февраля истек срок действия российско-польского договора о взаимных перевозках, а подписать новое соглашение страны никак не могут из-за серьезных разногласий.
Очередной раунд переговоров пройдет в пятницу, 19 февраля, — если Россия и Польша договорятся, то Украина как транзитное государство потеряет для отечественных перевозчиков всякое значение. В этой ситуации уже украинским властям придется искать подход к российским коллегам, чтобы снять запрет на транзитные перевозки. Впрочем, пока говорить о компромиссе между Польшей и Россией рано — позиции двух стран диаметрально противоположны. Камнем преткновения пока выступают квоты на работу в России, резкого увеличения которых для своих дальнобойщиков добиваются поляки.
При этом российская сторона ранее дала понять, что идти на уступки не собирается.
По словам замминистра транспорта Николая Асаула, если с польской стороны не будет понимания, переговоры могут затянуться на неопределенный срок.
В этом случае российская сторона будет активно фрахтовать паромы и идти в обход Польши, что, впрочем, сопряжено с дополнительными временными и финансовыми затратами.
«На встречах российская делегация выслушала предложения польской стороны по поводу упрощения положений российского законодательства, — заявил недавно Асаул. — Мы пошли им навстречу, согласились их откорректировать. Несмотря на это, согласия о количестве разрешений достигнуть не удалось даже на двухмесячный период. Поляки все равно требуют многократного увеличения квоты своих разрешений. Эти цифры неприемлемы».