Как выяснила «Газета.Ru», российские чиновники не намерены штрафовать Volkswagen за нарушения экологических стандартов в рамках «дизельгейта» — скандала вокруг немецкого концерна c программным обеспечением (ПО) дизельных двигателей, которое в десятки раз занижало при тестировании показатели вредных веществ в выхлопе. Скандал стоил должности главе концерна Мартину Винтеркорну. Лишились должностей еще десятки топ-менеджеров, а сам концерн по итогам 2015 года утратил звание крупнейшего автопроизводителя мира. Только в США Volkswagen грозят штрафы на десятки миллиардов долларов, не считая исков от автовладельцев.
Спустя почти полгода после начала «дизельгейта» в США, 12 февраля 2016 года Volkswgaen по тем же основаниям объявил об отзыве почти 43 тыс. машин и в России с дизельными двигателями ЕА189 2009–2015 годов выпуска.
Такое же ПО было установлено на 11 млн автомобилей, продававшихся по всему миру. Во всех странах, где такие машины реализовывались, власти накладывают штрафы из-за нанесенного ущерба экологии и потребителям. Например, министерство юстиции США предъявило гражданский иск к Volkswagen на $90 млрд, а регулирующий орган Мексики уже постановил выплатить в счет государства $9 млн. Оштрафовать концерн намерены в Европе, Китае, Южной Корее, Мексике, ЮАР — на всех рынках, где были обнаружены дизельные модели с шпионским ПО. В России же, несмотря на объявленный отзыв, до настоящего момента никакой официальной информации о соответствии дизельных моделей Volkswagen российским экологическим нормам не было. Также не было установлено, нанес ли Volkswagen ущерб экологии страны и потребителям.
Однако сейчас в Росстандарте признали, что требования Техрегламента все же были нарушены.
«Наши экологические нормы продукция Volkswagen нарушила, — заявил «Газете.Ru» представитель Росстандарта. — Но компания воспользовалась своим правом добровольно исправить нарушения — это разрешено законом. Штраф наложить мы не можем. Да и какой смысл в штрафе? По крайней мере, наша задача — следить за соблюдением стандартов и отсутствием нарушений прав потребителей».
В ведомстве отметили, что не проводили при этом никаких испытаний и делать это не намерены. Таким образом, точными данными о фактах нарушений в Росстандарте все-таки не располагают. «Если бы «Фольксваген Груп Рус» не стал по своей воле проводить отзывную кампанию, то Росстандарт мог бы обязать их сделать это. В такой ситуации мы заказали бы соответствующее исследование, выявили объем нарушений норм по выхлопам и потребовали бы их устранить. Но поскольку компания добровольно исправляет нарушения, тратить бюджетные средства на исследования нет смысла».
Несмотря на позицию контролирующего органа, российский импортер Volkswagen факт нарушений экологических требований в России не признает.
В пресс-службе «Фольксваген Груп Рус» «Газете.Ru» заявили, что компания не нарушила требования российских экологических стандартов, продав на российском рынке более 40 тыс. машин с ПО, которое в 40 раз занижает показатели вредных выбросов в выхлопе при тестировании.
«Предполагается, что все автомобили с этими двигателями, продававшиеся по всему миру в обозначенный период, оснащались соответствующим ПО, — пояснила «Газете.Ru» представитель «Фольксваген Групп Рус» Наталья Костюкович. — Модели с такими двигателями концерн отзывает во всех странах, где они продавались. Мы также объявили сервисную кампанию в России, даже несмотря на то, что никаких нарушений, как в других странах, в России не было».
Пояснить, зачем удалять ПО, если даже с ним автомобили концерна соответствуют требованиям российских законов, представитель компании затруднилась.
В Минпромторге «Газете.Ru» дали понять, что согласны с «Фольксваген Груп Рус», также опровергнув вердикт Росстандарта. Глава ведомства Денис Мантуров в комментарии для «Газеты.Ru» сообщил, что Volkswagen не нарушал законодательство РФ.
«Происходящее вовсе не является чрезвычайной ситуацией, — отметил министр. — Так поступают все добросовестные производители, либо реагируя на нарекания пользователей, либо в случае если сами выявляют какие-то недочеты в своем производстве. И главное — делают это инициативно. Что касается Volkswagen — они не нарушили законодательство РФ об экологических нормах, которые действуют в России и отличаются от тех, которые действуют в других странах — в частности, в США и Европе. Например, у нас «евро-4» действовал до конца 2015 года, а в Европе уже с середины 2014 года был введен норматив «евро-6».
Насколько отличаются экологические стандарты в России и США
Для дизельных двигателей действуют предельные выбросы частиц оксидов азота — NOx (собирательное название оксидов азота). Экологический стандарт «евро-4» (действовал в России до 2016 года) предусматривает, что уровень NOx для легковых автомобилей не должен превышать 0,25 г/км.
Таким образом, по этому показателю действующие экологические нормы в РФ всего лишь в три раза ниже, чем в Европе, где показатель не должен превышать 0,08 г/км. При этом американские эксперты ранее установили, что обманное ПО могло занижать показатель при тестировании в 40 раз.
Что касается США, то там предельно допустимый уровень составляет 0,025 г/км. Превышение в 40 раз — это 1 г/км — в четыре раза больше, чем разрешено действовавшим в России стандартом.
Volkswagen проверит Госдума
Тем временем, как стало известно «Газете.Ru», первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков готовит запрос по этой теме на имя министра промышленности и торговли, а также в Генпрокуратуру.
«Судя по всему, в России пытаются попросту замять этот скандал, — говорит Лысаков «Газете.Ru». — Если Росстандарт заявляет, что нарушения были, то и «Фольксваген», и Минпромторг должны публично признать этот факт либо провести необходимые тесты и доказать обратное.
Кроме того, профильное ведомство должно четко ответить, какую ответственность понесет «Фольксваген».
Во всех странах, где были выявлены аналогичные нарушения с дизельными двигателями, власти без проблем находили правовые основания оштрафовать концерн, а мы, значит, не можем этого сделать? Это нонсенс!»
Между тем источник «Газеты.Ru» в одной из автомобильных исследовательских госструктур рассказал, что российские чиновники якобы изначально не собирались наказывать немецкий концерн за «дизельгейт».
«Чиновники приняли решение закрыть глаза на нарушение экологических стандартов и не привлекать «Фольксваген» к финансовой ответственности, как делают в других странах, — говорит источник «Газеты.Ru». — Если бы «Фольксваген» у нас хотели оштрафовать, то могли бы это сделать, и даже тесты можно было не проводить. Достаточно было запросить технические данные ЕС по нарушениям норм, посчитать количество машин концерна с конкретными дизельными двигателями в России за определенный период и выяснить, какой ущерб они нанесли экологии».
За нарушения норм можно штрафовать
Юристы уверены, что с точки зрения законодательства проблем с привлечением Volkswagen к ответственности нет. «За нарушение норм экологических стандартов компания может быть подвергнута штрафам, — пояснил «Газете.Ru» руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт Капитал» Василий Ицков. — Сначала Росстандарт выявит масштаб нарушения, будет подсчитано, сколько именно авто реализовано с дефектом. Будет произведен расчет ущерба экологической среде и выписано предписание в адрес официальных дилеров, а те уже в свою очередь будут решать вопрос с головной компанией.
С юридической точки зрения производитель будет привлечен к эколого-правовой ответственности, скорее всего административной. Государственные органы будут взыскивать с производителя штраф за нанесенный урон окружающей среде.
Однако расчет будет условным, так как реальных прецедентов в России почти нет».
Собеседник уточнил, что в теории Volkswagen может быть привлечен к ответственности со стороны сразу нескольких ведомств — Роспотребнадзора (в случае взыскания морального вреда в пользу покупателей), а также федерального Росприроднадзора.
Связаться с представителями Росприроднадзора и Роспотребнадзора «Газете.Ru» на момент публикации не удалось.
Компенсаций россиянам не будет
О каких-либо компенсациях российским клиентам концерна, которые владеют машинами, попавшими под скандальный отзыв, речи не идет.
«Концерн решил выплачивать компенсации клиентам только на американском рынке, поскольку он специфичен, — поясняет представитель импортера Наталья Костюкович. —
В России никаких компенсаций владельцам машин, которые попали под отзыв, не будет».
В то же время в США Volkswagen предложил владельцам автомобилей с дизельными двигателями компенсацию в $1000 и три года бесплатной помощи на дороге в качестве жеста доброй воли на фоне скандала. В прошлом месяце уже и Еврокомиссия начала добиваться, чтобы компенсации были выплачены миллионам пострадавших от «дизельгейта» европейцев.
Россия же, судя по всему, станет единственной страной, в которой концерн сможет избежать каких-либо последствий за «дизельгейт», за исключением отзывной кампании.