Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Средство от поддельных штрафов

МВД готовит важные изменения в области фотовидеофиксации нарушений ПДД

Как стало известно «Газете.Ru», ГИБДД намерена радикально решить проблему фальсификации штрафов с дорожных камер и создания «белых списков» нарушителей. Связанные с этим скандалы происходили ранее в Краснодарском крае, Тамбовской области, Москве и других регионах. Теперь же ГИБДД разработает единое программное обеспечение для всех регионов, защищенное от таких махинаций.

МВД в ближайшее время планирует внедрить во всех регионах единое программное обеспечение для автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД. Такая модернизация по задумке ведомства должна прекратить массовые фальсификации штрафов и появление «белых списков» в регионах. Однако эксперты уверены, что разработка единого ПО для всех Центров автоматической фиксации нарушений (ЦАФАП) ГИБДД не поможет в борьбе с коррупцией и мошенничеством в этой области.

В МВД России не только приняли решение провести реформу в области фотовидеофиксации, но и уже подготовили технические требования для разработки нового «Электронного сервиса ЦАФАП», который будет отвечать всем требованиям безопасности. Новое ПО должно быть создано в течение 2016 года. Об этом в письме (копия есть у «Газеты.Ru») депутату Госдумы Вячеславу Лысакову сообщил глава ГУОБДД Виктор Нилов.

Ранее Лысаков направил в МВД депутатский запрос, в котором сообщил о массовых жалобах автовладельцев на работу ЦАФАП в некоторых регионах и попросил принять меры. В частности, жалобы парламентарию поступали от автомобилистов из Краснодарского края, где ГИБДД с помощью камер выписала водителям более 400 тыс. штрафов за несовершенные нарушения. Технически это стало возможно как раз из-за использования местным ЦАФАП незащищенного ПО. В результате проверки прокуратура края установила, что программное обеспечение, которое использовалось для обработки данных с видеокамер, не отвечало требованиям объективности и защищенности — в работу комплексов могли вмешиваться сторонние лица и искусственно влиять на внутренние данные.

Похожие нарушения были обнаружены в Тамбовской и Воронежской областях.

«В 2014 году в Тамбовской области разразился скандал, связанный с массовой рассылкой гражданам незаконных штрафов с камер автоматической фиксации правонарушений, как было в итоге установлено в ходе проверки Генпрокуратуры, сделанных вручную,

— пожаловались депутату местные активисты. — Рассылка была приостановлена и признана незаконной. Однако между камерами фотовидеофиксации и программой до сих пор нет защищенных каналов передачи данных о зафиксированных нарушениях».

По утверждению активистов, аналогичные нарушения были выявлены и в Воронежской области. В результате коллективную жалобу на имя Лысакова с требованием разобраться в ситуации подписало несколько десятков активистов из нескольких регионов.

«Наши персональные данные никак не защищены, а информация по нарушениям может быть изменена в ручном режиме в любое время как сотрудниками ЦАФАП УГИБДД, так и сторонней коммерческой структурой,

— пишут депутату активисты. — Мы просим пресечь грубое нарушение закона, выражающееся в использовании «левого» ПО при работе с нашими персональными данными, прекратить «слив» наших персональных данных посторонним коммерческим структурам».

Стоит отметить, что скандал, связанный с дорожными камерами, прогремел в прошлом году и в Москве, где сотрудники ЦАФАП вопреки закону не штрафовали владельцев желтых такси за езду по выделенным полосам для общественного транспорта — материалы о нарушителях, свободно ездивших по спецполосам, на которых установлен «кирпич», вручную отбраковывались и штрафные постановления не выносились.

Кроме того, в начале 2015 года прокуратура Республики Коми выяснила, что местных чиновников, а также сотрудников Сбербанка целый год не штрафовали за превышения скорости, которые фиксировались дорожными камерами. Прокурорская проверка выявила, что в систему не вносились реквизиты ряда учреждений, вследствие чего штрафы туда не приходили.

Депутат Лысаков уверен, что

с появлением единого ПО передача данных с дорожных камер в ЦАФАПы будет защищена от вмешательства.

«Именно для этого в МВД и создают программу, отвечающую требованиям информационной безопасности, — пояснил «Газете.Ru» парламентарий. — Подчищать данные с дорожных комплексов уже не получится, и произвол в регионах закончится. Еще лучше, если будет создан Единый федеральный центр (законопроект рассматривается в ГД), куда из всех регионов напрямую будет отправляться информация о нарушениях».

Однако эксперты сомневаются, что с унификацией ПО в регионах перестанут создаваться «белые списки» (госномера автомобилей, по которым не выносятся постановления) и выписываться незаконные штрафы автовладельцам.

«Любая унификация — это хорошо, — рассказывает «Газете.Ru» эксперт в сфере фото- и видеофиксации нарушений ПДД Сергей Ласкин. — Создателям комплексов не придется каждый раз писать новое ПО под проекты в разных регионах. Сотрудникам ЦАФАП станет проще работать.

Но победить коррупцию и мошенничество в этой сфере не получится. Не потому, что это технически сложно, а потому, что никто в этом не заинтересован — ни местные власти, ни ГИБДД, ни компании, которые создают и обслуживают комплексы. Поэтому в России вообще нет ни одного региона, где отсутствует возможность для незаконного вмешательства в данные, получаемые с дорожных камер. Просто есть области, где выявлены нарушения, а есть — где этим никто не занимался».

По мнения собеседника, честной работе системы фотовидеофиксации мешает прямая заинтересованность коммерческих структур в максимально большом количестве штрафов. «Сегодня в ряде регионов уже созданы и продолжают создаваться системы фотовидеофиксации в формате частно-государственного партнерства. Если внимательно изучить концессионные соглашения, то можно увидеть, что по каждой камере есть норматив — сколько она должна зафиксировать нарушений. Все штрафы, выписанные свыше норматива, государство и частная компания делят пополам. Поэтому концессионер, который, к слову, имеет доступ ко всем данным, напрямую заинтересован в том, чтобы камера ловила как можно больше нарушителей — от этого зависит прибыль. Ситуация, конечно, может измениться, если все данные будут передаваться с необходимой защитой в федеральный ЦАФАП, но тогда весь бизнес фотовидеофиксации просто умрет», — говорит Ласкин.

Осведомленный источник «Газеты.Ru» на рынке производства и обслуживания автоматических комплексов также уверен, что унификация ПО не принесет пользы автовладельцам. «Функционал этого ПО останется прежним, поэтому возможность отбраковать штраф определенного водителя или записать законопослушного автомобилиста в нарушители останется, — поясняет собеседник. — Кроме того, процесс унификации потребует огромных финансовых и временных затрат — на это может уйти лет пять».

Новости и материалы
Зарубившего мать школьника арестовали
Международные резервы России снизились за месяц
Губернатор сообщил, что ВСУ ударили по энергетической инфраструктуре в Запорожье
Омбудсмены России и Украины встретились в Белоруссии
Украинец получил 11 лет тюрьмы за трансляцию российских телеканалов
Еврокомиссия призвала своих сотрудников остерегаться шпионов
На нескольких улицах Белгорода пропал свет
Российская теннисистка раскритиковала WTA за новое правило отбора на Итоговый турнир
Стало известно, когда на российском рынке появится Changan CS75 Plus третьего поколения
Мила Романиди раскрыла отношение Раймонда Паулса к России
Российские родители заморили голодом свою двухлетнюю дочь
Священник призвал не помогать прибегнувшим к ЭКО парам
Каждый второй мигрант с бессрочным ВНЖ получил его за фиктивных детей
Под Нижним Новгородом водитель Audi протащил инспектора ДПС на багажнике
В Совфеде предложили отсечь Украину от Черного моря
Жителя Рыбинска задержали за сбор данных для Украины
В резолюции парламентской двадцатки «забыли» упомянуть Украину
Критиковавший вторжение в Курскую область генерал уволился из ВСУ
Все новости