Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Платон» не для малого бизнеса

60% всех транспортных средств зарегистрированы в системе «Платон»

Около половины российских автоперевозчиков до сих пор не зарегистрировались в системе по взиманию оплаты за проезд «Платон». Те, кто этого не сделал, в большинстве своем — «серые» компании, которые не платят налоги, уверены чиновники Росавтодора. Они заверяют, что именно такие водители и бастуют на дорогах. Эксперт считает, что крупные перевозчики поднимут цены в случае снижения конкуренции.

Конфликт между Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и дальнобойщиками продолжает набирать обороты. На фоне массовых протестов, которые прокатились по стране, стороны перешли к взаимным обвинениям. Дальнобойщики требуют от ведомства и чиновников представить обоснованные расчеты предложенных тарифов и сомневаются, что все собранные средства в сохранности дойдут до дорожного фонда.

В свою очередь дорожники уверяют, что подавляющее большинство автоперевозчиков к «Платону» претензий не имеет и водители уже активно пользуются системой. По последним данным, в электронном реестре, куда перевозчики обязаны вносить данные на все свои фуры, зарегистрировано около 600 тыс. транспортных средств. По оценке Росавтодора, это примерно 60% от всего автопарка тяжелых фур в нашей стране. При этом крупные компании с парком от 50 и более автомобилей зарегистрированы на 90%.

В четверг прошла очередная пресс-конференция, посвященная работе «Платона». На ней представители Росавтодора и компании-концессионера «РТ-Инвест Транспортные Системы» обратили внимание на то, что уже несколько дней число зарегистрированных в системе грузовиков не меняется. Чиновники уверены, что на учет не хотят вставать физические лица и ИП, которые не желают платить налоги, оставаясь в тени.

«Мы изначально предполагали, что физлица не будут регистрироваться в системе, — говорят в «РТ-Инвест Транспортные Системы». — Они никогда никуда добровольно не пойдут, пока на них не начать воздействовать штрафами. Что сейчас и происходит — узнав о штрафах, они стали покупать маршрутные карты.

Но вы думаете, что на самом деле они боятся сборов? Совсем нет. Сейчас никто из них не платит налоги, а теперь это придется делать».

Вред и перегрузы

Росавтодор также обвинил коммерческих грузоперевозчиков в том, что те не покрывают наносимого ими ущерба федеральным трассам в полной мере и перекладывают этот груз ответственности на владельцев легковушек. Так, по данным ведомства, 56% от общего ущерба федеральным трассам приходится именно на тяжеловесный транспорт массой свыше 12 тонн.

Ведь проезд одного такого автомобиля, в зависимости от его загруженности, сопоставим с 25–50 тыс. проездов одной легковушки.

«При этом большинство фур ездит с перегрузами, — заметил глава Росавтодора Роман Старовойт. — Вот и считайте».

Ранее Старовойт рассказал, что на дороги ежегодно государство расходует порядка 1 трлн руб. Однако если перевести в рубли ущерб от проезда 12-тонников, которые ездят с перевесом, то получается, что ежегодный размер ущерба от них равен 2,6 трлн руб. При этом большая доля уплаченного транспортного налога и топливных акцизов приходится на владельцев легковых автомобилей.

В ведомстве также категорически отрицают, что введение дополнительной платы за проезд приведет к заметному росту цен и инфляции, а также уверяют, что акции протеста дальнобойщиков практически сошли на нет. Кроме того, в Росавтодоре заявили, что не ожидают никаких перебоев с поставками продуктов в магазины.

В свою очередь координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко категорически не согласился с доводами Росавтодора. Он уверен, что система не работоспособна и до сих пор дает сбои. Кроме того, он считает, что приводимые чиновниками экономические расчеты не соответствуют действительности.

«Ряд автоперевозчиков сейчас говорят о снижении тарифа за проезд, — пояснил Войтко на той же пресс-конференции. — Возможно, им этого будет достаточно.

Но мы считаем, что дальнейшее снижение тарифа вовсе сделает бессмысленной всю систему взимания платежей, то есть до дорог эти деньги не дойдут либо дойдут в тех количествах, ради которых не стоило затевать этот глобальный проект.

Основная проблема «Платона» в том, что Минтранс, Министерство экономического развития и торговли и сами автоперевозчики не смогли найти консенсус в методике расчета. Как считаются пробеги, перевозимые грузы, ущерб – достоверных цифр нет и разброс огромен. Мы считаем, что необходимо ввести мораторий на «Платон» и довести его до ума, провести тесты в течение года-двух. А за это время можно было бы просчитать конкретные цифры по статистике перевозок.

И тогда вполне может оказаться, что сбора на отметке 0,64 руб. было бы достаточно».

В «РТ-Инвест Транспортные Системы» полагают, что конфликт продлится не дольше месяца, после чего ситуация перестанет быть столь раскаленной, а пользование «Платоном» станет привычным делом. «Информация о митинге преувеличена, в Дагестане осталось на трассе совсем мало людей. Подобных водителей придется приобщать к системе, но это получится сделать только путем жесткого администрирования и штрафов», — уверены в компании.

Пока не штрафуют

Напомним, что введенные ранее разорительные штрафы для юридических и физических лиц за неоплату проезда по решению правительства будут снижены. Сейчас за «безбилетный проезд» для юридических лиц действует штраф в размере 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн – в случае повторной неоплаты проезда. Штрафы для ИП и должностных лиц составляют 40 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно. Уже в первых числах декабря они будут снижены до 5 тыс. руб. за первое и до 10 тыс. руб. за повторное нарушение для всех групп. Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, что же будет с теми, кто получит «старые», высокие штрафы,

Роман Старовойт признался, что юристы компании советуют выписывать таким нарушителям минимальные штрафы, отталкиваясь от тех тарифов, которые будут действовать с декабря. Кроме того, он заявил, что пока ни одного штрафа выписано не было.

Малый бизнес в стороне от заказов

Директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев считает, что акции дальнобойщиков в ближайшее время не закончатся, а сокращение представителей малого и среднего бизнеса приведет к повышению тарифов на доставку и росту инфляции.

«Мы везде кричим, что нужно поддерживать малый бизнес, а тут появляются совершенно неподъемные для них тарифы и штрафы,

— говорит Николаев «Газете.Ru». — Да, водители — специфические люди, но нужно их поддерживать, идти им навстречу. Если предложение по доставке так резко падает из-за тех, кто бастует, отказывается пользоваться системой, то тарифы на перевозку будут совсем другие, гораздо выше. Это скажется на стоимости товаров и услуг, возникнет инфляция. Я бы поостерегся говорить о том, что все, кто бастует, ведут нелегальный бизнес. Чиновники же не знают, как работают все эти люди. Конечно, этот фактор есть, но нельзя всех собирать под одну гребенку.

Ведь это 40% рынка, и не все заказы, которые сейчас не выполняются, интересны крупным логистическим компаниям. Им ведь важны объемы, постоянство.

Поэтому есть ряд маршрутов и грузов, где работают только «индивидуалы». Например, доставить раз в месяц продукты с фермы. Крупным компаниям брать их невыгодно. В итоге в некоторых регионах уже трудно найти перевозчика, который бы взялся за доставку товаров».

Вне информационного поля

Примечательно, что прокатившиеся по стране крупнейшие за последние годы акции протеста и митинги дальнобойщиков, а также серьезные сбои «Платона», которые на несколько дней практически парализовали грузоперевозки, проигнорировали ряд ведущих телеканалов. Так, на сайте Первого канала по поисковым словам «дальнобойщики» и «Росавтодор» свежей информации нет. Некоторое время назад пользователи сайта начали давление на канал: во всех комментариях к новостям они оставляли вопросы о том, будет ли снят сюжет о дальнобойщиках. В конце концов по «Первому» выпустили сюжет, снятый «по многочисленным просьбам зрителей и читателей». Сюжет рассказывал о дальнобойщике Сергее. Он рассуждал о любви к профессии и ее плюсах и минусах. В архиве телеканала «Россия 24» — два сюжета по запросу о дальнобойщиках, оба датируются 11 ноября — о бастующих водителях в Белгородской области и второй о том, как министр транспорта раскритиковал одну из акций. Отметим, что проведенные акции протеста не были согласованы с властями.

Новости и материалы
В сухопутных войсках ВСУ рассказали, когда наступит критическая фаза конфликта
Депутаты ГД призвали устранить дефицит медработников
Мишустин назвал уровень госдолга в России одним из самых низких в мире
Зеленский подтвердил наступление ВС РФ на Харьков
Владельца упавшего в Мойку автобуса оштрафовали на ₽400 тысяч
Мишустин рассказал депутатам о росте доходов населения
Володин сравнил доходы России от сельского хозяйства и продаж оружия
Sony до конца весны объявит дату выхода God of War Ragnarok на ПК
Стало известно, что болезнь Лайма могла выйти из биолабораторий США
Для москвичей проезд до кладбищ на православные праздники сделают бесплатным
Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью
В Новосибирске расселили жителей треснувшего дома
Зеленский раскритиковал западных союзников за медленное предоставление помощи
Выросло число погибших в ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
Свищев заявил, что WADA пытается отговорить атлетов от участия в Играх дружбы
Назван объем оборота торговли через маркетплейсы в России
Мишустин назвал сроки перехода на автоматическое предоставление федеральных мер поддержки
Житель российского региона выиграл 607 миллионов рублей в лотерее
Все новости