Американская автомобильная ассоциация (American Automobile Association) опубликовала результаты своего нового исследования, согласно которому все больше новых автомобилей продаются без запасного колеса. В докладе говорится, что за последние десять лет на местном рынке было продано уже около 29 млн автомобилей, где вместо запаски используются шины Run Flat или ремкомплект для устранения прокола колеса.
Если в 2006 году только 6% моделей не имели запасного колеса, то в текущем году эта цифра составляет уже 36%.
Причина отказа автопроизводителей от запасок, по сути, всего одна: стремление сделать машину более экономичной. Полноценное запасное колесо или докатка, а также домкрат и баллонный ключ, необходимые для замены колеса, весят достаточно много. При этом чем меньше масса машины, тем меньше двигатель расходует при прочих равных топлива. В AAA поясняют, что в среднем запасное колесо весит около 13,5 кг. «Когда речь идет о топливной экономичности, то учитывается каждый килограмм», — говорится в докладе.
В то же время ниша для хранения запаски, при ее отсутствии, дает больше пространства в машине для пассажиров или багажа.
Проблема отсутствия запасного колеса решается автопроизводителями двумя способами: либо в машине есть ремкомплект — набор из аэрозольного герметика и компактного компрессора, с помощью которого можно быстро подлатать покрышку, либо на автомобиль штатно устанавливаются покрышки RunFlat.
На таких шинах, с более жесткими боковинами, в случае прокола можно проехать несколько десятков километров (около 30 км). Усиленные боковины удерживают шину на диске даже после прокола и полной потери давления. При этом все динамические системы безопасности автомобиля, такие как ABS, ESP, DSC, CBC и т.д., остаются активными.
«Это отличные альтернативы», — говорит управляющий директор AAA по автомобилестроению и ремонту Джон Нильсен.
В то же время он отмечает, что без запаски будет не обойтись в случае серьезного повреждения колеса, когда, например, может погнуться диск.
«В такой ситуации ремкомплект уже не поможет, — резюмирует эксперт. – Все работает в том случае, если вы наехали на гвоздь и он остался в протекторе».
Порез шины, как отмечает эксперт, обернется для водителя проблемой. Кроме того, использование герметиков, как выяснили в AAA, нередко заканчивается выходом из строя датчика контроля давления в шинах.
Что касается Runflat, то агентство предостерегает автовладельцев о том, что такую покрышку бывает затруднительно найти в продаже, чтобы заменить испортившуюся. Кроме того, шины Runflat стоят заметно дороже обычных.
В ходе исследования AAA также выяснилось, что только каждый пятый водитель в возрасте от 18 до 34 лет знает, как менять шину. При этом 90% более возрастных водителей (от 35 до 54 лет) такой навык имеют.
Комментируя доклад AAA, авторитетное потребительское издание Consumer Reports отмечает, что часто запасное колесо не предлагается в штатной комплектации многих новых моделей, однако запаску легко можно приобрести в качестве допоборудования у дилера.
Также издание советует при выборе герметиков обращать внимание на те, которые безопасны для датчиков давления в шинах.
«Ищите герметик, который хорошо растворяется воде: его легче будет очистить для последующего профессионального ремонта покрышки, — рекомендуют эксперты. — Кроме того, проверяйте рекомендации по хранению, поскольку некоторые герметики не выдерживают высокой температуры внутри автомобиля в летнее время».