За тяжкие ДТП в первой половине 2015 года было осуждено 5818 водителей. Все они привлекались к ответственности по одному из шести составов «водительской» 264-й статьи УК РФ, которая предусматривает ответственность за аварии с тяжкими последствиями. Соответствующие данные содержатся в сводных статистических сведениях о состоянии судимости в России за первое полугодие 2015 года, которые опубликованы на сайте Судебного департамента при Верховном суде (ВС) РФ.
Таким образом, второй год подряд в России фиксируется значительное снижение числа осужденных по данной статье. Если в 2013 году в первые шесть месяцев их было почти 8 тыс., то в прошлом всего около 5300 человек.
Снижение числа приговоров не связано с улучшением ситуации на дорогах, так как аварийность в России сокращается слишком медленно. Динамика статистических показателей объясняется очередной масштабной амнистией. Она была объявлена в конце апреля в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Кого осуждают за тяжкие ДТП
Статистика ВС помимо общих цифр содержит подробную информацию о возрасте, поле, профессии осужденных, а также другие данные
Так, среди 5818 осужденных оказалось 434 женщины (год назад их было 297), в том числе 25 пенсионерок и 16 беременных.
Согласно статистике, больше всего осужденных среди лиц в возрасте от 30 до 49 лет – 2507 человек. Еще 1256 водителей осуждены в возрасте 25–29 лет. Также под суд попали 47 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (в прошлом году 32).
В первом полугодии, по данным ВС, под суд за тяжкие ДТП попали 96 граждан СНГ, 38 представителей дальнего зарубежья и три человека без гражданства. Почти столько же фигурировало по всем трем категориям и год назад.
Из года в год почти не меняется и структура уровня образования подсудимых.
По-прежнему подавляющее большинство из них имеют либо среднее профессиональное образование – 2203 человек, либо просто школьный аттестат об окончании 11 классов школы – 2109.
Лишь каждый шестой из осужденных имеет высшее образование – 998 человек. Еще у 524 осужденных уровень образования не превышает 9 классов средней школы.
Неудивительно, что при такой структуре образования больше всего среди осужденных — 2266 — представителей рабочих специальностей и тех, кто в трудоспособном возрасте не имеет определенного рода занятий – 2171 человек. Еще 34 осужденных было из числа тех, кто состоит на бирже труда.
Кроме того, за полгода по ст. 264 УК РФ осудили 63 военнослужащих (год назад — 49), 51 сотрудника правоохранительных органов, включая прокуроров и следователей (в 2014-м – 47 человек).
При этом стоит отметить, что большинство силовиков в случае тяжких аварий оперативно увольняют из правоохранительных органов и к моменту приговора, а значит, и по статистике, они проходят в качестве безработных.
Нотариусов, судей или работников суда среди 5818 осужденных в первом полугодии не оказалось.
Примечательно, что двое из осужденных в момент аварии должны были находиться за решеткой, так как они уже получили реальный срок за другое преступление или не исполнили приговор, связанный с реальным лишением свободы. Еще двух водителей привлекли к ответственности в период отбывания наказания в виде лишения свободы.
Какие приговоры выносят виновникам ДТП
Статистика ВС, как и в предыдущие годы, наглядно свидетельствует о мягкости российской Фемиды в отношении виновников ДТП.
Многие из них либо отделываются условным сроком, либо небольшим сроком в колонии-поселении. Еще больше тех, чьи дела и вовсе не доходят до судебного вердикта и прекращаются на более ранней стадии.
Больше всего осужденных пришлось на самую «легкую» часть ст. 264 УК РФ, которая предусматривает ответственность за ДТП, в которых есть тяжелораненые. В первом полугодии по ней осудили 2174 человека, а в отношении еще более 3,5 тыс. водителей расследование было прекращено либо на стадии следствия, либо уже в суде.
Из тех же, кто все-таки услышал приговор суда, к реальному лишению свободы приговорили всего 40 человек, то есть около 2%.
Столько же водителей получили реальный срок и годом ранее, но тогда число осужденных из-за амнистии в честь 20-летия Конституции РФ едва превысило 800 человек.
По ч. 2 ст. 264, которая карает водителя за то же самое, но в случае, когда он был пьян, осудили 850 человек. Это заметно меньше, чем годом ранее. Дела еще более 500 человек до приговора не дошли.
Но и из осужденных лишь немногим больше трети получили реальный срок – 317 человек. Подавляющее большинство из них проведут под стражей не более двух лет в колонии-поселении.
По ч. 3 ст. 264, которая предусматривает ответственность за аварию, в которой есть один погибший, осуждены 1553 человека. Еще 1208 обвиняемых смогли избежать приговора ввиду прекращения дела по различным причинам.
Здесь, как и в более легких составах, реальное лишение свободы получила меньшая часть осужденных – 694 человека. Несмотря на то что санкции данной статьи предусматривают до пяти лет лишения свободы, срок от 3 до 5 лет получил всего 31 человек, то есть 2% от общего числа привлеченных к ответственности.
Лишь при рассмотрении дел, в которых смертельную аварию устраивал пьяный водитель, судьи проявляли относительную строгость. Из 830 привлеченных по данной статье водителей реальный срок в колонии получили 696 человек. Еще в отношении 44 человек дело было закрыто до вердикта суда.
Около половины из тех, кто получил срок, осуждены на два-три года, хотя по действовавшим в первом полугодии нормам им грозило до семи лет лишения свободы. Впрочем, и здесь тех, кто получил «по максимуму», почти не оказалось – лишь 12 человек осуждены на сроки свыше пяти лет.
Напомним, что с 1 июля этого года вступили в силу поправки, которые вводят нижний предел наказания для нарушителей данной статьи. Теперь они не могут получить меньше двух лет лишения свободы. В первом полугодии таковых из 694 человек оказалось 160.
За смертельные аварии, где погибших было двое или больше, в первом полугодии осуждены 286 человек, из них 214 получили реальный срок, но, как и в других случаях, почти всегда намного ниже максимальных семи лет, которые грозили подсудимым.
Строже всего российские судьи относятся к самым злостным нарушителям – тем, кто устроил ДТП с несколькими жертвами в пьяном виде. Эта категория осужденных не подпадает под амнистии, и такие люди всегда оказываются за решеткой.
В первом полугодии к ответственности по ч. 6 ст. 264 УК РФ привлекли 125 человек (годом ранее –131). Из них 118 получили реальный срок, почти все от 3 до 8 лет колонии. Дела еще четырех фигурантов до вердикта суда были закрыты.
Как и в случае с ч. 4 ст. 264 УК РФ, с 1 июля законодательство для данной категории подсудимых ужесточилось – у них тоже появилась нижняя граница наказания, и сейчас таким водителям грозит от 4 до 9 лет лишения свободы. В первом полугодии 12 человек получили не больше 3 лет колонии, а еще 53 – от 3 до 5 лет. Впрочем, и особой суровостью к этой категории водителей судьи тоже не отличаются – свыше восьми лет лишения свободы получил всего один осужденный.
Учитывая, что объявленная весной амнистия длилась полгода и закончилась в конце октября, с большой долей вероятности можно предположить, что данные за второе полугодие будут схожи с первым, а общее количество привлеченных к ответственности лиц окажется ощутимо ниже обычного уровня в 15–16 тыс. человек.