Как сообщили в «Автодоре», на первом участке М11 будет действовать «закрытая» система сбора платы, которая позволит водителям производить оплату на выезде с автодороги в соответствии с фактически пройденным расстоянием (километражем). Цена проезда будет сильно варьироваться не только в зависимости от протяженности маршрута и категории транспортного средства, но и также от времени суток, направления движения и способа оплаты проезда. Кроме того, тарифы будут зависеть и от времени года: зимний период — с 16 октября по 14 апреля, летний — с 15 апреля по 15 октября.
От оплаты освободят автомобили экстренных служб: полиция, скорая помощь, пожарная охрана и «другие категории транспортных средств в соответствии с законодательством».
Для обычных водителей легковушки, к примеру, от МКАД до Шереметьево-2 и обратно в будни дешевле всего (100 руб.) проезд будет стоить ночью — с 22.00 до 6.00. Утром (6.00–10.00) цена будет 250 руб., днем (10.00–16.00) — 200 руб., и снова 250 руб. — вечером (16.00–22.00). Субботний тариф будет заметно либеральнее: 100 руб. — с 22.00 до 10.00 и 200 руб. — с 10.00 до 22.00. В воскресенье будет действовать единый тариф на все сутки — 100 руб.
Тарифы на проезд из Москвы в Зеленоград составят от 150 до 350 руб. До пересечения с А107 проезд от МКАД будет стоить 200–450 руб. Стоимость проезда от Москвы до Солнечногорска будет от 200 до 500 руб. в пиковые часы.
Свои тарифы будут у грузовых автомобилей и автобусов: цена будет возрастать в зависимости от количества осей и габаритов.
Оплачивать проезд можно будет различными способами: наличными средствами, банковской картой или транспондером — автономным электронным устройством, принимающим и передающим сигнал для автоматической оплаты проезда. Купить его можно будет в пунктах продаж, расположенных на 21-м км трассы М11. Устройство стоимостью 800 руб. крепится на лобовое стекло и помимо экономии времени (оплата происходит на ходу. — «Газета.Ru») позволит сэкономить на проезде 20% от стоимости.
Между тем озвученные ГК «Автодор» цены оказались намного выше ранее анонсированных.
Так, при запуске движения по головному участку 23 декабря 2014 года глава администрации президента РФ Сергей Иванов сообщил, что стоимость проезда по новой трассе от МКАД до аэропорта Шереметьево составит 100 руб., а по всему участку до Солнечногорска — 300 руб.
Уже летом чиновники были куда осторожнее. Глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах честно признал, что стоимость проезда по новой трассе пока не определена. Впрочем, тогда в руководстве компании не могли назвать даже дату начала взимания платы с водителей. Что касается стоимости проезда, то тогда источник «Газеты.Ru» в госкомпании сообщал, что реальные тарифы будут отличаться от ранее заявленных. При этом не исключался вариант, что они могут оказаться даже ниже. Источник утверждал, что на тот момент в компании велась серьезная исследовательская и маркетинговая работа по созданию тарифной сетки, включающая в себя проведение опросов и оценку машинопотока.
Объявленные тарифы уже вызвали недовольство у жителей Зеленограда, которые посчитали стоимость проезда слишком высокой. Местные активисты уже начали сбор подписей под петицией к руководству страны о снижении тарифов.
В частности, авторы документа отмечают, что стоимость проезда на аналогичном по протяженности участке платной трассы М4 «Дон» во много раз ниже. Недовольны тарифами и автомобильные активисты. Так, координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что новая дорога по таким ценам не будет пользоваться популярностью.
В Северо-западной концессионной компании (СЗКК), которая на правах концессионера построила и будет обслуживать трассу, заявили «Газете.Ru», что высокие тарифы обусловлены кризисом.
«Тарифы озвучивались давно, еще в прошлом году, и это были предварительные цифры, — рассказал «Газете.Ru» источник в СЗКК. — В дорогу были вложены немалые средства. Финансировалось строительство не из госбюджета, а частными инвесторами. Поэтому тарифы были установлены исходя из того, что эти затраты должны быть компенсированы. Конечно, проезд в результате стал дороже, чем планировалось, из-за инфляции».
Собеседник отметил, что пока не слышал о сборе подписей жителями Зеленограда, но не считает их недовольство оправданным.
«Платная дорога — это не навязанная услуга, — пояснили в компании. — Надо понимать, что раньше этой дороги просто не было — ее построили с нуля. Но есть бесплатные альтернативы — М10 и Пятницкое шоссе.
Кроме того, те местные жители, которые пользуются общественным транспортом, смогут ездить на автобусе, который следует экспрессом по платному участку из Зеленограда до метро.
Согласно законодательству, концессионер не будет брать с перевозчика деньги за проезд».
Примечательно, что Ленинградское шоссе в августе стало одним из немногих мест в столице, где наблюдалось заметное сокращение пробок. Именно эту магистраль по замыслу проектировщиков и должна разгрузить новая дорога. Улучшение дорожной ситуации зафиксировано и на внешней стороне МКАД на пересечении с М11.
Напомним, что скоростная автомобильная трасса пройдет от МКАД до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга. Ее общая протяженность составит 669 км. Строительство магистрали ведется в несколько этапов. Как ранее сообщал Сергей Кельбах, трасса будет полностью сдана в эксплуатацию в мае 2018 года, до начала чемпионата мира по футболу, который пройдет в России.