Российский рынок новых автомобилей, несмотря на меры господдержки и минимальный рост цен, вновь ускорил свое падение – в сентябре продажи сократились на 34%. В преддверии публикации ежемесячного отчета комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) такие данные «Газете.Ru» сообщили несколько источников на авторынке.
Усугубившаяся негативная тенденция объясняется тем, что в сентябре прошлого года на авторынке начался всплеск активности потребителей из-за девальвации рубля и начала действия государственных программ по поддержке автопрома.
Из-за этого на результаты продаж большинства марок осенью этого года будет действовать эффект высокой базы. В связи с этим нетрудно предугадать, что падение продаж будет продолжаться в ближайшие месяцы и достигнет апогея в декабре. Напомним, что именно в прошлом декабре из-за резкого ослабления рубля россияне, а также жители Казахстана и Белоруссии устремились в отечественные автосалоны, и продажи резко подскочили.
Итоги продаж в сентябре контрастируют с августовскими, когда на авторынке происходило кратковременное оживление, связанное с обещаниями производителей в ближайшее время повысить цены. В результате авторынок сократился в этом месяце только на 19,4%.
В общей сложности в сентябре в России было реализовано порядка 130 тыс. автомобилей – это на 7 тыс. единиц меньше, чем было продано в августе.
С начала года объем российского авторынка составил примерно 1 млн 180 тыс. единиц, что на 33,7% меньше, чем в январе — сентябре 2014 года.
У большинства крупных марок в сентябре темп падения продаж заметно вырос. Так, Lada просела по продажам в сентябре на 41%. Объем реализации автомобилей марки Renault снизился на 33%, Nissan – на 44%, а Toyota – на 45%.
Южнокорейская марка Hyundai продолжает удерживать объем продаж на уровне прошлого года. В сентябре было реализовано лишь на 2% меньше автомобилей, чем в этом же месяце 2014-го. Один из лучших результатов в сравнении с лидерами рынка показала марка Ford, сентябрьские продажи у которой сократились всего на 8%. Достичь этого показателя помог эффект низкой базы – в сентябре прошлого года продажи Ford упали намного сильнее рынка – на 35%.
Единственным из массовых брендов, которому удалось выйти в сентябре в плюс, стал УАЗ, который реализовал на 8% автомобилей больше, чем за этот же месяц в прошлом году.
Такую же положительную динамику завод в Ульяновске демонстрирует уже не один месяц — реализовывать машины предприятию помогают крупные государственные тендеры.
Ощутимо сократился в минувшем месяце и спрос на новые автомобили люксовых брендов. Если в августе японский Lexus продемонстрировал впечатляющий рост продаж на 58%, то в сентябре реализация у него упала сразу на 20%.
Источник «Газеты.Ru» на авторынке считает, что в прошлом месяце продажи могли вырасти у некоторых премиальных брендов. «Не исключено, что положительную динамику покажет Porsche, — уточняет собеседник. — Окончательные данные по продажам автомобилей несколькими премиум-марками появятся только в четверг, когда АЕБ выпустит свой отчет».
Гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отмечает, что авторынок в количественном выражении сейчас стабилен, а его ежемесячный объем составляет 130–140 тыс. единиц. «Такие же продажи будут сохраняться в ближайшие месяцы, — рассказал «Газете.Ru» Целиков. — Конечно, если не произойдет резкого скачка курса рубля. Кроме того, объем реализации новых машин может оказаться выше этого уровня в декабре — из-за корпоративных продаж».
Директор дилерского центра Audi «Центр Север» (ГК «Рольф») Алексей Шапкин отмечает, что сейчас на динамику продаж влияет эффект высокой базы. «В прошлом году мы наблюдали оживление авторынка осенью, — пояснил «Газете.Ru» Шапкин. —
Кроме того, в августе текущего года многие покупатели, обеспокоенные снижением курса рубля и ожиданиями повышения цен, торопились приобрести автомобиль скорее. В сентябре таких покупателей оказалось намного меньше».
Собеседник полагает, что относительно прошлого года динамика продаж в октябре, ноябре и декабре может оказаться еще хуже, так как в прошлом году на автомобильном рынке в это время был настоящий бум.
«Однако авторынок всегда чутко реагирует на изменение курса рубля, и если национальная валюта будет слабеть, то спрос может оживиться», — добавил Шапкин.