Поправки были разработаны МВД РФ по поручению зампреда правительства Дмитрия Рогозина и внесены в Госдуму в среду поздно вечером. Согласно тексту законопроекта, п. 4 ФЗ о «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предложено изложить в новой редакции, уточнив определение демонстрации как «организованного публичного выражения общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации». Кроме того, законопроект приравнивает сооружение палаточных городков в общественных местах к пикетированию.
Авторы инициативы в пояснительной записке отмечают, что автопробеги могут выливаться в стихийные протесты и приводить к массовым беспорядкам. «Принятие законопроекта позволит устранить правовую неопределенность, возникающую при организации и проведении публичных мероприятий в виде новых форм протестных акций», — поясняют разработчики документа.
В качестве примера МВД приводит статистику за 2014 год, согласно которой в нескольких областях были разбиты палаточные городки, а в 27 регионах прошло 126 автопробегов. По данным ведомства, в этих акциях приняли участие 4 тыс. человек, было задействовано 1,5 тыс. транспортных средств.
«При определенных условиях и обстоятельствах подобные акции могут перерасти в стихийные выступления, групповые и массовые нарушения общественного порядка», — отмечается в документе.
Несмотря на то что приравнять автопробеги к демонстрациям предлагается только сейчас, в последнее время заметных мероприятий подобного рода практически не проводится.
Из самых заметных мероприятий в последнее время чаще других устраивают мотопробеги участники байк-клуба «Ночные волки».
Так, их недавний мотопробег из Москвы в Берлин, а затем бросок в Севастополь, посвященный 70-летию Победы, вызвал широкий общественный резонанс. Из протестных акций последнее заметное мероприятие прошло год назад — небольшой автопробег активистов против платной парковки в Москве пресекли сотрудники полиции. Около четырех лет назад в столице прошел автопробег против роста цен на бензин, а пять лет назад состоялся автопробег против мигалок у чиновников.
Координатор «Синих ведерок» Георгий Кокорин не исключает, что закон в отношении автомобилистов может применяться избирательно в зависимости от темы автопробега.
«Если «Ночные волки» поедут куда-то, то никто их трогать не станет, но если будет автопробег, посвященный, например, проблеме плохих дорог или некачественного бензина, то его остановят и участников акции оштрафуют», — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением активист.
«Мы и так всегда согласовываем наши пробеги, — заявил «Газете.Ru» вице-президент «Ночных волков» Александр Бенюш. — Этот закон затронет как раз не нас, а тех активистов, которые не согласовывают автопробеги. Конечно, перемещения колонной могут создавать затруднения в движении транспорта, вплоть до блокирования проезда. Поэтому пробеги должны обязательно согласовываться с властями и ГИБДД. С этой точки зрения инициатива правительства разумна».
«Данный законопроект можно расценить как попытку охватить креативную часть протестующих, которые способны избрать нестандартные формы, но я думаю, люди при большом желании всегда смогут найти какую-то лазейку, — заявил «Газете.Ru» политолог Михаил Виноградов. — У властей чувствуется желание зарегулировать все, чтобы иметь возможности реагировать на любое развитие ситуации. Конечно, закон будет применяться избирательно, но в этом нет ничего нового».
«Трудно расценивать данную инициативу иначе чем закручивание гаек, — говорит политолог Константин Калачев. — И если в политическом плане ситуация в стране стабильна, то в социальном взорваться может в любой момент. Поэтому я тут вижу некий элемент перестраховки со стороны властей — сначала ужесточение было по митингам, потом по пикетам, сейчас вот дошли до палаточных городков и автомобилистов».
По мнению эксперта, сам по себе авто- или мотопробег представляет собой довольно эффектное мероприятие. «Сейчас вот в Иркутской области возник скандал с автопробегом в поддержку кандидата в губернаторы коммуниста Левченко, их там просто не пустили в один город. То есть эта форма, конечно же, может использоваться в политических целях, и желание властей упорядочить и взять под контроль такие вещи вполне объяснимо, — отмечает он. — С другой стороны, репрессии по части протестных мероприятий происходят не по инициативе Кремля, а, как правило, из-за эксцессов исполнителей на местах, которые хотят перестраховаться».
Напомним, что последние поправки в закон о митингах и демонстрациях многократно увеличили штрафы за несоблюдение закона, ввели обязательные работы для нарушителей и прочие жесткие меры административного воздействия.
Сегодня максимальный штраф за нарушение этого закона для граждан составляет 300 тыс. руб., для должностных лиц — 600 тыс. руб., а для юрлиц — 1 млн руб. Если в ходе акции создаются препятствия движению пешеходов или транспорта, то штраф за такое нарушение для граждан составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для должностных лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб., а для юрлиц — от 250 тыс. до 500 тыс. руб.