Крупнейший в истории автопрома штраф грозит немецкому концерну Volkswagen за сокрытие реальных данных по выбросам автомобилей, оснащенных турбированным дизельным двигателем объемом 2 литра. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) хочет взыскать с производителя около $18 млрд, то есть по $37,5 тыс. за каждый из проданных в США автомобилей. Речь идет о дизельных модификациях пяти разных моделей Volkswagen Jetta, Beetle, Golf, Passat нового поколения, а также Audi A3. С 2008 по 2015 год в стране было продано 482 тыс. таких автомобилей.
Директор EPA по вопросам загрязнения воздуха Кристофер Грандлер заявил, что в ходе расследования установлено, что в блоках управления дизельных моторов TDI был прописан специальный программный код. Это позволяло электронике определить, подключены ли к блоку управления устройства для тестирования на содержание в выхлопных газах вредных веществ. Контроль выбросов в атмосферу таким образом автоматически включался при проверке выхлопа и выключался при обычной эксплуатации автомобиля. По подсчетам EPA, реальные выбросы вредных веществ могли быть в 40 раз выше, чем те показатели, которые получало агентство при проверках.
Как пишет агентство Bloomberg, в пятницу, 18 сентября, EPA выпустило предписание дилерам Volkswagen в США о незамедлительной приостановке продаж автомобилей 2015 и 2016 модельного годов с 2-литровыми дизельными силовыми агрегатами.
Позже концерн Volkswagen объявил о прекращении продаж на рынке США нескольких моделей с дизельными двигателями из числа тех, которые попали в список Агентства по охране окружающей среды.
В воскресенье глава Volkswagen Group Мартин Винтеркорн выступил с официальным заявлением, признав выявленные агентством нарушения. «Я глубоко разочарован тем, что мы подорвали доверие наших клиентов и общественности. Мы сделаем все, что потребуется для компенсации причиненного нами ущерба», – заявил он.
Было ли найдено такое ПО в блоках управления двигателей Volkswagen за пределами США и будут ли проводиться проверки на других рынках, глава концерна не уточнил. В российском офисе Volkswagen «Газете.Ru» заявили, что не располагают никакой дополнительной информацией об аналогичных проблемах с дизельными моторами концерна в других странах.
Эксперты отмечают, что такое программное обеспечение могло позволить получить лучшие показатели экономии топлива за счет более высоких выбросов окислов азота. При этом Volkswagen, рекламируя свои дизельные модели на рынке США, делал акцент как раз на экономичности таких силовых установок.
Тем не менее официальные мотивы Volkswagen пока не называются. Представители ЕРА отмечают, что считают преждевременным рассуждать о том, почему компания пошла на это.
В первом полугодии 2015 года компания вывела на американский рынок дизельные модификации своих моделей. В результате это позволило ей обогнать Toyota Motor по продажам. Западные аналитики отмечают, что с учетом сложившейся ситуации планы автопроизводителя по наращиванию доли на американском рынке могут оказаться под угрозой.
Например, влиятельное издание для потребителей Consumer Reports уже на прошлой неделе приостановило рейтинг «рекомендуется» для дизельных седанов Jetta и Passat.
Стоит отметить, что прибыль Volkswagen в прошлом году составила €11,7 млрд. Таким образом, грозящие автопроизводителю санкции могут в полтора раза превысить его годовую прибыль. В то же время такой штраф станет самым крупным в истории автомобилестроения.
Тем не менее еще большие потери концерн несет уже сейчас. Стоимость акций компании на фоне скандала упала в понедельник на Франкфуртской бирже на 23%, что стало антирекордом за последние семь лет. В результате компания подешевела на €15,4 млрд.
Напомним, что ранее внушительного размера штрафы получили еще два крупнейших автопроизводителя. Так, в прошлом году компанию Toyota власти США обязали выплатить в пользу государства €1,2 млрд в обмен на прекращение расследования дела о сокрытии информации о бракованных ковриках и педалях акселератора.
На прошлой неделе стало известно о том, что концерн General Motors должен выплатить правительству США $900 млн за сокрытие информации о дефектах в замках зажигания, что привело к 124 смертельным случаям.