Люди с ограниченными возможностями в Москве имеют право на бесплатную стоянку. Для этого автовладельцу с инвалидностью необходимо оформить пакет документов, после чего номер машины внесут в московский парковочный реестр. Также на автомобиль необходимо наклеить специальный знак «Инвалид» — с 19 июля 2015 КоАП РФ разрешает эвакуировать машины без таких наклеек, даже если авто числится в реестре. Кроме того, с этого года штраф для автовладельцев, паркующихся с нарушением на местах для инвалидов, был увеличен до 5 тыс. руб.
Как рассказали «Газете.Ru» в АМПП (Администратор московского парковочного пространства), в среднем каждые сутки в Москве с парковочных мест для инвалидов эвакуируют более 20 автомобилей, которые, по мнению столичных властей и ГИБДД, являются нарушителями.
Однако, как выяснила «Газета.Ru», из-за несогласованности федеральных законов с московскими и организационных проблем под эвакуацию и штрафы попадают не только водители, нарушившие правила стоянки, но и сами инвалиды, для которых эти места предназначены.
Парковка для инвалидов у винных и спортивных магазинов
Одновременно с ужесточением надзора за парковками москвичи стали обращать внимание, что машины с мест для инвалидов стали массово эвакуировать. Причем зачастую само расположение парковочных мест для маломобильных граждан вызывает вопросы.
К примеру, на Октябрьской улице, где парковка разрешена по обе стороны проезжей части, обустроено сразу несколько зон с парковочными местами для инвалидов. В целом число машино-мест для людей с ограниченными возможностями на улице навскидку составляет чуть ли не треть от общего числа парковочных мест. При этом никакой концентрации учреждений, которые могли бы посещать люди с ограниченными возможностями, на этой улице обнаружить не удалось.
Зато парковки для инвалидов здесь обустроены, например, рядом с винным и спортивным магазинами.
В центре города можно найти немало улиц, где количество парковочных мест для инвалидов вызывает у автомобилистов вопросы. Так, например, на улице Новосущевская и площади Борьбы, где поблизости расположены лишь два жилых дома, около половины парковочных мест предназначены для людей с ограниченными возможностями.
Корреспондент «Газеты.Ru» стал свидетелем эвакуации машин с мест для инвалидов на улице Фадеева. Парковочных мест здесь мало, и днем припарковать машину затруднительно. Поэтому некоторые водители, видимо, сознательно паркуются на местах для инвалидов, просто потому что припарковаться больше негде. Кроме того, поскольку обычные парковочные места и места для инвалидов чередуются (на это указывают и знаки, и разметка), как и на Октябрьской улице, водители, скорее всего, путаются и паркуют машину, даже не осознавая, что делают это с нарушением. К слову, в новой разметке и знаках не всегда могут разобраться даже сами профильные чиновники и сотрудники ГИБДД, в результате чего нередко автовладельцев штрафуют и эвакуируют по ошибке.
«Я не исключаю того, что это именно ловушки для автомобилистов, а не просто какие-то ошибки в проектировании, — комментирует ситуацию «Газете.Ru» координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — Парковки размечены так, чтобы водители просто не замечали знаков либо вставали на места для инвалидов на особо загруженных улицах от безысходности».
В департаменте транспорта уверяют, что конкретные участки уличной сети Москвы, где необходимо размещать места для инвалидов, ведомству помогают определять общественные организации. «Мы постоянно совещаемся с большим количеством общественных организаций, представляющих интересы маломобильных граждан. Они подсказывают нам, совершенно точечно и выборочно, где есть проблемы с парковкой для маломобильных граждан», — пояснял ранее «Газетe.Ru» руководить дептранса Максим Ликсутов.
Москвич Виктор Журавский, инвалид II группы, живет в центре Москвы, недалеко от здания департамента транспорта и ГИБДД Москвы. По его словам, какого-то улучшения ситуации с парковкой для инвалидов в Москве он не заметил. «Мест мало, а заняты они недешевыми машинами, многие из которых — без наклеек. Например, у Центра эндокринологии всего четыре места для инвалидов и несколько десятков обычных. А в 1-м Самотечном переулке все четыре парковочных места — для инвалидов. При этом куда инвалид тут может пойти — непонятно.
Такое ощущение, что главное для властей — выполнить нормативы, а как люди будут пользоваться этой парковкой — никого не интересует».
«Я для перевозки отца-инвалида получала разрешение, — пишет в профильной группе в фейсбуке москвичка Елена Егорова. — Но вскоре в начале переулка, где находится поликлиника, вкопали знак «Остановка запрещена», а от ближайшего инвалидного места (если оно свободно) до входа 420 м».
В мэрии признают, что пока ситуация с парковками для инвалидов далека от идеала, и не отрицают, что в последнее время стали жестче подходить к нарушителям, занимающим льготные места.
«У нас транспортная инфраструктура и городское пространство пока не очень, скажем так, дружелюбны к маломобильным гражданам,
— сказал в августе в интервью «Газете.Ru» заммэра Москвы по транспортным вопросам Максим Ликсутов. — Поэтому помочь им, выделив несколько дополнительных мест для парковки, а это лишь два-три места из нескольких десятков, на наш взгляд, не является проблемой <...> Вы, наверное, начали это (эвакуацию с мест для инвалидов) замечать, потому что мы вместе с ГИБДД стали следить за тем, чтобы эти парковочные места предназначались исключительно для инвалидов. Чтобы их не занимали те, кому это не полагается и кто просто плюет на социальную справедливость, как угодно можно сказать. Поэтому мы начали активно следить за этим и перемещать машины тех, кто стоит на этих местах незаконно».
Как эвакуируют инвалидов
Председатель Общественного совета родителей, воспитывающих детей инвалидов (ОСРДИ), Татьяна Усенко отмечает: припарковаться инвалиду в Москве, как правило, крайне сложно. Даже если места для инвалидов выделены в достаточном количестве, администрирование доступа к ним недостаточно эффективно.
«Навскидку примерно половина автомобилей, которые стоят на местах для инвалидов, — без специальных знаков. Поэтому нельзя сказать, кто на самом деле на них приехал, — уточняет она. — А найти платное свободное место получается иногда только на удалении 1 км от нужного здания. Для инвалида, который передвигается с помощью тростей-крабов или на коляске, пройти 1 км зачастую физически больно».
Усенко отмечает, что ОСРДИ сотрудничает с департаментом транспорта и АМПП по вопросу организации парковок. «Ранее общественные активисты составляли список всех социально значимых объектов в городе, которые посещают инвалиды. Но этого недостаточно.
Расположение и количество парковочных мест для инвалидов должно быть целесообразным. Можно убрать излишние места на одной улице и перенести на другую, в то место, где их не хватает», — говорит она.
По словам Усенко, за последнее время работа эвакуатора в отношении расчистки мест для инвалидов значительно усилилась. «С каждым конкретным случаем эвакуации необходимо разбираться индивидуально: если и бывают случаи незаконной эвакуации, то и требования к автомобилистам нечеткие. Не забывайте, что кроме машин, занесенных в реестр, есть еще и автомобили из регионов, перевозящие инвалидов по Москве. Пока не появятся единые обязательные требования к оборудованию автомобиля (знак или парковочная карта и т.д.), к перечню документов для предъявления инвалидом или его представителем, до тех пор будут субъективные толкования граждан и инспекторов служб в отношении мест для инвалидов».
Источник «Газеты.Ru» в полиции Москвы подтверждает, что проблема с ошибочным наказанием самих инвалидов действительно есть. «Есть проблема с автомобилями инвалидов из других регионов, которые не могут быть включены в московский парковочный реестр, — говорит собеседник из ГИБДД. — Инвалид из другого региона не нарушает ПДД, если паркуется на специально отведенном месте в Москве (при наличии наклейки на стекле машины). Однако по местному закону он должен быть оштрафован и эвакуирован, поскольку госномер не внесен в московскую базу».
Еще один источник в одном из подразделений ГИБДД Москвы также признался «Газете.Ru», что в столице ошибочно эвакуируются не только машины нарушителей, но и самих инвалидов, в том числе из-за сбоев в системе поиска в парковочном реестре.
«Этот реестр регулярно не обновляется, зависает, из него пропадают записи, — поясняет собеседник. — В результате по ошибке эвакуируются автомобили инвалидов. За последний месяц были случаи, когда к нам за протоколом приезжали люди в инвалидных креслах, а потом ехали на штрафстоянку за своей машиной».
Официально в ГУ МВД России по Москве «Газете.Ru» не смогли в течение нескольких дней прояснить механизм принятия инспектором ГИБДД решения об эвакуации автомобилей, припаркованных с нарушениями на местах для инвалидов. Также «Газета.Ru» не располагает официальным подтверждением ведомством случаев, когда машины инвалидов в Москве эвакуировались по ошибке.
У москвича Виктора Журавского, инвалида II группы, эвакуировали машину с места для инвалидов на Земляном Валу. Причиной для эвакуации стало отсутствие наклейки на стекле. При этом в реестр автомобиль был внесен.
«Эвакуацию и штраф я оплатил, но написал ходатайство с просьбой вернуть деньги, поскольку в реестре машина все же значилась, а я, как ни крути, инвалид второй группы, — рассказал «Газете.Ru» Журавский. — Однако власти мне ответили категорическим отказом».
Парковок для инвалидов станет еще больше
Как выяснила «Газета.Ru», количество парковочных мест для инвалидов столичные власти действительно планируют увеличить, пока на 20%. Однако, заверяют чиновники, их общая доля при этом не вырастет.
На заседании городской Общественной палаты в июне 2015 года было принято решение до конца года обустроить еще 900 парковочных мест к уже имеющимся 4,6 тыс.
«Данная мера, — отмечают в департаменте транспорта, — обусловлена социальной необходимостью». При этом количество внесенных на текущий момент в реестр машин в ведомстве уточнить не смогли, отметив, что начиная с 1 ноября 2012 года по настоящий момент было выдано 55,99 тыс. парковочных разрешений для людей с ограниченными возможностями. В реальности инвалидов, которые внесли свой автомобиль в реестр, может быть меньше, с учетом того что разрешение на парковку нужно получать после очередного подтверждения инвалидности.
Таким образом, парковочных мест для инвалидов в десять раз меньше, чем выдано разрешений.
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов отмечает, что по закону столичные чиновники могут отдать инвалидам неограниченное количество мест.
«Законом определен только минимум таких машино-мест — 10% от общего количества, а максимум не определен, — рассказал «Газете.Ru» Шкуматов. — Если власти считают нужным, то могут выделить и 90%, и даже все 100% парковочных мест для инвалидов. При этом чиновники не обязаны делать так, чтобы эти места были инвалидам удобны».
Впрочем, глава департамента транспорта Максим Ликсутов в интервью «Газете.Ru» заявил, что соотношение количества парковочных мест для инвалидов в Москве не будет превышать 10% от общего количества парковок.