Во вторник вечером по итогам заседания президиума столичного правительства заммэра по транспортным вопросам Максим Ликсутов сообщил: с 10 августа стоимость второго и последующего часов стоянки внутри Бульварного кольца составит 130 руб. За первый час, как и сейчас, водители будут платить 80 руб. При этом прогрессивный тариф будет действовать лишь днем: с 22.00 до 8.00 цена останется прежней.
Ликсутов заявил журналистам, что повышение тарифов на 75 улицах является «точечным решением», которое охватит только 6,5% от 45 тыс. платных парковочных мест в Москве.
«Конкретные улицы были выбраны после глубокого анализа, проведенного экспертами из Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ)», — пояснил вице-мэр.
По его мнению, от нового тарифа выиграют жители центра города. «Это позволит им, используя свое резидентное разрешение, также без затруднений находить легальное парковочное место, при этом условия получения резидентного разрешения и его стоимость не изменятся», — подчеркнул Ликсутов.
Чиновник заверил, что до конца года стоимость стоянки в других парковочных зонах меняться не будет.
Отметим, что прогрессивный тариф на стоянку уже некоторое время применяется в столице, но только в районе «Москва-Сити». Там стоимость парковки в первые два часа составляет 80 руб., а в последующие — 130. Отчасти успешный опыт применения дифференцированного тарифа в этом районе подвиг столичных чиновников применить его и на других улицах.
Впервые о возможном введении новых расценок на стоянку в центре столицы стало известно 16 июля. В ходе «круглого стола» было презентовано исследование МАДИ, посвященное проблемам парковочного пространства в пределах Бульварного кольца. Эксперты, в частности, отметили, что 72% автомобилистов считают долю затрат на платные парковки «неощутимой», а 39% водителей признались, что стоимость парковки им вовсе оплачивают работодатели.
«Люди наворачивают до 20 км в поисках парковки, а осенью будет еще хуже, — отмечал завкафедрой проектирования дорог МАДИ Павел Поспелов. — Это произойдет из-за тех водителей, у которых есть 80 руб. в кармане и которые не хотят оставить автомобиль на перехватывающей парковке, чтобы пересесть на общественный транспорт. Нужно организовывать парковочное пространство так, чтобы им пользовались. Если мы хотим, чтобы в центре города не было пробок, давайте создавать такие условия, чтобы человек туда просто не поехал. Нужно убирать автомобили, отдавать приоритет пешеходам, которые пользуются общественным транспортом, ездят на велосипедах».
Эксперты МАДИ пришли к выводу, что разгрузить центр города от пробок смогут только непопулярные и жесткие меры, и предлагали в числе прочего повысить стоимость парковки до 200 руб. в час, ограничить время стоянки машины на одном месте двумя часами и ввести прогрессивную тарифную сетку.
Впрочем, наиболее радикальные предложения в департаменте транспорта Москвы сразу отвергли, сообщив, что их даже не будут рассматривать, так как они станут шоком для москвичей.
«Часть предложений экспертов оторвана от реальности, — прокомментировал итоги исследования первый замглавы департамента транспорта Сергей Андрейкин. — Повышение цен до 200 руб. в час, конечно, поможет снизить блуждающий трафик, но при этом цены сравнятся с запросами подземных паркингов. Такой шаг может стать шоком для населения, поэтому данный подход для нас неактуален»
Чиновник признал, что именно самая мягкая мера — введение прогрессивного тарифа — для департамента является предпочтительной. «Что касается прогрессивной шкалы, то это не новый вариант. И это является наилучшей мерой. Такая шкала позволит повысить оборачиваемость транспорта, избавиться от блуждающего трафика. В «Москва-Сити» все паркование занимает не более часа. Департамент рассмотрит этот вариант более детально», — заявил он.
Для принятия окончательного решения чиновникам понадобилось всего несколько дней.
Кроме того, решением президиума правительства право на парковочные льготы было дано некоторым категориям граждан. В частности, право на бесплатное получение резидентных парковочных разрешений дали Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и ордена Трудовой Славы, Героям Социалистического Труда и Героям Труда РФ. В общей сложности число «льготников» оценивается в 400 человек.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что эксперименты с парковочным пространством будут продолжаться.
«Если бы власти просто хотели увеличить доходы бюджета, то просто повысили бы стоимость парковки в два раза, — рассказал «Газете.Ru» Блинкин. — А введение прогрессивного тарифа — это попытка решения транспортных проблем. Подобным образом работают паркинги в торговых центрах: там первые два часа бывают вообще бесплатными, но потом автомобилиста заставляют платить, вынуждая его освободить место для других покупателей. Москва с платными парковками опоздала. Чтобы настроить систему, нужны годы, если не десятки лет. Сейчас столичные чиновники возьмут паузу, но потом опять наверняка продолжат эксперименты над настройкой парковочного пространства. Например, можно будет попробовать организовать систему оплаты стоянки так же, как в торговых центрах, сделав первые час или два бесплатными».