Сколько автомобилей в Китае
Путешествие по Китаю начинается в Чунцине — одном из самых больших городов мира, чье население с пригородами превышает 30 млн человек. Стоит выйти за порог гостиницы, как глаза начинают разбегаться от огромного количества неизвестных автомобильных логотипов. Каждый, с одной стороны, пытается выглядеть как можно ярче и необычнее, а с другой — многие подозрительно напоминают эмблемы известных на весь мир брендов.
Вот золотой бык на красном фоне с отсылкой к Lamborghini, вот черно-красные квадратики, напоминающие о Cadillac, а вот рядом пристроилась легковушка с готическими львами и буковкой R с завитушками — это явно китайские мечты о Rolls-Royce.
В России известна лишь малая толика китайских автобрендов. Сколько же их тут, точно не могут ответить сами участники рынка, называя примерно 150 марок. И все в совокупности они производят огромное число машин. Так, по данным Bloomberg, за последние два года в Китае собрали самое большое количество автомобилей для какой-либо страны: 22,1 млн в 2013 году и 23,7 млн в 2014-м.
По прогнозам экспертов, текущий год вновь станет рекордным, и эта цифра поднимется уже выше 25 млн. единиц. Подавляющее большинство автомобилей продаются на местном рынке, но из-за 1,37 млрд жителей, большинство из которых вряд ли когда-то сможет позволить себе даже самый допотопный автомобиль, процент обеспеченности населения личным транспортом во много раз ниже, чем в Европе и России, не говоря уже о США. Тем не менее объем автопарка КНР все равно впечатляет: в конце 2014 года в стране было зарегистрировано 154 млн автомобилей.
На дорогу — только по своим дням
Китайская сторона сразу же предупредила, что как в Чунцине, так и в Пекине нас будут ждать огромные пробки. Что и неудивительно: в Пекине парк автомобилей превышает 2 млн машин, и такая ситуация наблюдается еще как минимум в десяти городах, включая Шанхай.
По миллиону машин ездит еще в 35 городах КНР. Однако, как оказалось, проехать утром в рабочий день по центру Чунцина оказалось не так сложно, а дальше, чтобы добраться до пункта назначения за городом, достаточно было выскочить на скоростную магистраль, где можно было мчаться со скоростью 90 км/ч.
Возможно, все дело в том, что многие уже привыкли к московским пробкам. Но также для этих целей работают несколько специальных программ. Одна из них ограничивает регистрацию транспортных средств в экологических целях. Еще интереснее вторая программа, которая каждый день разрешает выезд на дорогу только определенному количеству машин. Делается это крайне просто: составляется календарь с цифрами в госномерах, которым разрешен выезд в город по определенным дням.
Водители должны сами отслеживать, имеют ли они право в этот день воспользоваться автомобилем или нет.
Теоретически выехать на улицу можно и в случае, если номера не совпадают. Но приличный штраф будет выписываться при каждом проезде под камерами фотовидеофиксации. Чтобы не появилось водителей, которые были бы готовы заплатить штраф, но ездить на машине, была также введена балльная система. Несколько нарушений — и вот ты уже лишаешься водительских прав. Поэтому трафик китайцам удается сдерживать.
Давить пешеходов и быть буддистом
Чтобы хоть как-то выйти из положения и передвигаться по улицам, совершенно не предназначенным для пешеходов, китайцы все как один сели за электромопеды, электробайки и электровелосипеды.
Купить такой мопед нам предложили примерно за 16 тыс. руб., пообещав, что они практически не ломаются в течение 3–5 лет. Судя по состоянию некоторых экземпляров, эксплуатируются такие транспортные средства действительно многие годы. Словно муравьи, они смело снуют между автомобилями и не брезгуют прокатиться по пешеходному тротуару.
Нередко можно встретить картину, когда
отец семейства везет на таком нехитром приспособлении жену, маленького ребенка, поклажу с вещами и сломя голову перестраивается под летящий автобус.
Автобус притормаживает, казалось бы, почти коснувшись отважного безумца, и все спокойно едут дальше. Что касается поворотников, то китайские автопроизводители могли бы сильно сэкономить и не оснащать ими машины для внутреннего рынка. Китайцы просто не знают, что это такое, и перестраиваются, просто посигналив друг другу. Не услышал — сам виноват, получай в бок. При этом они удивительным образом ухитряются понимать друг друга, и авария здесь редкость.
Но пешеходам рассчитывать на такую вежливость со стороны водителей не стоит: все, кто лишен хоть какого-то вида транспорта и передвигается по городу пешком, не вызывают у них никакого уважения.
Автомобилисты смело едут на пешеходов, переходящих перекресток на зеленый свет.
И выхода у них нет, ведь едущие следом даже не могут предположить, что пешеходов все-таки стоит пропустить. И тогда становится действительно страшно — ведь сзади тебя подпирает толпа, выталкивающая вперед, под колеса. Несколько раз коллеги не выдерживали и начинали колотить по машинам, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание, — судя по взгляду китайцев, они этим обстоятельством были удивлены.
Как пешеходы переходят дорогу? Все просто: когда на тротуаре скапливается критическая масса людей, она просто выливается на дорогу — и тут водителям уже делать нечего. Такое же хамство удалось несколько раз испытать при встрече с туристическими автобусами, водители которых, казалось бы, должны испытывать чуть больше уважения к иностранцам. Но нет, притормозить перед пешеходом они даже не думают, уверенно прибавляя газ, чтобы проскочить на свою зеленую стрелку. И если сгинешь под таким монстром, есть уверенность, что виновным признают именно тебя: они большие, вечно торопятся, а ты смотри, куда идешь. После перелета из Чунцина в Пекин картина на дорогах осталась прежней, разве что дорогих автомобилей, которые летают по дорогам еще более нагло, стало больше.
Не снижая скорость через сплошную
Если вдруг вам придется сесть за руль в Китае — расслабьтесь и представьте себя за рулем истребителя. Китайский водитель может заехать случайно на полосу для двухколесного транспорта и затем сдать задом на красный свет в толпу переходящих дорогу пешеходов: а что делать, он же заблудился! При выезде с примыкающей дороги на главную смотреть налево у них просто не принято.
Также не принято пропускать тех, кто случайно встал не в свою полосу: улыбаться и просить пропустить можно хоть до самой ночи.
Выход только один — закрыть глаза и надавить на газ. Самое удивительное, что с вами ничего не случится: китайцы готовы именно к такому поведению, а не к вежливым попыткам наладить контакт. Развороты через двойную сплошную в городе, на мосту или в тоннеле — будьте к этому готовы и воспринимайте как данность.
Тормозить перед препятствиями они также не любят, ведь куда интереснее просто резко перепрыгнуть в другой ряд. Также для китайца нет ничего странного в том, чтобы идти на поворот в крайний левый ряд из крайнего правого. Это стоит воспринимать как данность и быть готовому на дороге ко всему. Просто ко всему совершенно. И тогда все получится.